Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Геология и геофизика

Принятые к публикации статьи

Выпуск № Неопубликованное

891.
ВАНАДИЕВО-ХРОМИСТЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ШПИНЕЛИДЫВ (слюдянский комплекс, Южное Прибайкалье). МАГНЕЗИАЛЬНЫЕ ШПИНЕЛИДЫ

Л.З. Резницкий, Е.В. Скляров, И.Г. Бараш
Институт земной коры СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Лермонтова, 128, Россия
Ключевые слова: Cr-V шпинелиды, метаморфизм, магматизм, мантийный парагенезис, слюдянский комплекс, Южное Прибайкалье

Аннотация >>
Рассмотрены две группы магнезиальных Cr-V шпинелидов, присутствующих в качестве породообразующих минералов в разных типах Cr-V-содержащих метаморфических пород слюдянского комплекса (Южное Прибайкалье). Одна из них представлена низкоглиноземистыми шпинелидами ряда магнезиохромит–магнезиокулсонит. Вторая группа – глиноземистые шпинелиды, варьирующие по составу от V-содержащего глиноземистого магнезиохромита и глиноземисто-хромистого кулсонита до собственно шпинели с примесью Cr и V. Глиноземистые шпинелиды характеризуются сложной зональностью. Обнаружены железо-магнезиальные акцессорные шпинелиды, которые интересны тем, что в этой группе по составу выделяются высокохромистые разности, аналогичные мантийным шпинелидам магматических пород и включений в алмазах. Сопоставлены условия образований хромшпинелидов, типичных для мантийного парагенезиса, в магматических и метаморфических породах. Сделан вывод, что составы шпинелидов во всех случаях определяются прежде всего валовым химическим составом протолита, в одном случае магматического, в другом – осадочного. При анализе детритовых шпинелидов с целью палеогеодинамических реконструкций и прогнозов алмазоносных площадей необходимо учитывать возможное присутствие ложных индикаторов.


Философия образования

2023

Выпуск № 2

892.
"Работающие бедные": социологическое измерение и философское осмысление

С.П. Штумпф
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, Россия
stumpf@kspu.ru

Ключевые слова: бедность, работающие бедные, социальная структура, индивид, общество
Страницы: 37-55

Аннотация >>
Введение.  Бедность как одна из острых и болезненных проблем органически присуща человеческому сообществу на всех этапах существования. Прямые и косвенные свидетельства ее негативного проявления обнаруживаются в разных областях общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Бедность является источником неудовлетворенности жизнью людей, основанием депривации, угрожает социальной безопасности общества. Идеологический и экономический кризис, произошедший после развала СССР, помимо макросоциальных повлек за собой микросоциальные изменения, в частности произошедшие в русле идентификации бедных. Кризис провоцировал возникновение специфического слоя социально уязвленного населения «работающие бедные». Впервые это словосочетание использовала вице-премьер Правительства РФ О. Ю. Голодец в 2017 г., обратившая внимание на уникальность этого явления с целью ответить на вопрос: кто они, работающие бедные сегодня, и каковы их специфические характеристики? Методология. Методологически анализ феномена «работающих бедных» осуществлен в границах структурного, стратификационного, компаративистского и социокультурного подходов, позволяющих выявить комплекс взаимозависимых равнозначных субъективных и объективных характеристик исследуемого объекта. Обсуждение. Проведенное исследование дало возможность проанализировать изучаемый объект и эксплицировать его определение. Работающие бедные - это часть социума, представленная образованными, квалифицированными трудоустроенными людьми, которые в силу ухудшения экономической ситуации в государстве оказались на границе бедности, их доходов недостаточно для удовлетворяющего жизнеобеспечения. Выявлены и рассмотрены специфические характеристики изучаемой социально-демографической группы: экономические, профессиональные, демографические, социокультурные, эмоционально-психологические. Заключение. Ретроспективный анализ явления бедности позволил констатировать факт, что работающие бедные на российском пространстве существовали во все времена. В советский период они составляли основную массу населения. Лексически это явление никак не обозначалось, использовалась его мягкая завуалированная форма - малообеспеченность. Этот феномен вполне традиционен, существовал латентно, проявляя себя в критические для государства периоды, сегодня он по-новому включен в реалии современной жизни.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

893.
Жизнь в информационном обществе: поиск новых форм социализации

М.А. Петров, А.В. Голдаева
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
mipet@yandex.ru

Ключевые слова: информационное общество, социализация, факторы социализации, идентичность, информатизация, информационная среда, компьютерные технологии, сетевое пространство
Страницы: 56-68

Аннотация >>
Введение. Новые формы социализации, связанные с изменившимися жизненными условиями, продиктованными информатизацией, требуют уточнения человеком своей социальной идентичности. Жизнедеятельность во все времена требовала конструирования непротиворечивого мира вокруг себя, где человек выступает как творец своего пространства, а социальное воспитание - как «мост», соединяющий мир субъективных переживаний, самооценок и притязаний с миром объективной социальной реальности. Методология. Соотношение социальной философии и педагогики дает возможность исследования новых форм социализации в пространстве доминирования информационной культуры как возможности для развития нового вектора теории педагогики. Методологическая аргументация, содержащаяся в трудах ряда отечественных исследователей, формирует теоретическую основу работы. Обсуждение. Все более четко артикулируемая информатизацией и цифровизацией трансформация форм, методов и этапов социализации корректируется использованием традиционных приемов. Исследованы новые формы социализации: цифровая, индивидная как необходимость в определенный момент, идентично-национальная как вызов глобализации и киберсоциализация; предложена корректировка существующих подходов к процессу социализации с учетом наличия интернет-возможностей, в частности рассмотрена классификация процессов социализации по признаку принадлежности молодежи к разным типам сообществ в онлайн-среде. Заключение. Гармоничное сочетание в информационно-обусловленном пространстве традиционных, современных и инновационных социальных факторов означает повышение степени информированности общества в целом и каждого его члена в отдельности, формирование общественного сознания на основе всеобщей научно обоснованной картины мира.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

894.
Интеграция знания как фактор преобразования действительности: опыт философского осмысления сквозь призму искусства

Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
denis-demenev@mail.ru

Ключевые слова: знание, генезис, классическое искусство, информация, интегративные процессы, эпистемология
Страницы: 69-82

Аннотация >>
Введение. Важнейшим вызовом для человечества является информационно-технологическая эпоха, в которой знание представлено одновременно как фактор позитивного преобразования действительности и как источник, нарушающий баланс жизни человека и общества. Параллельно наблюдаются трансформации в искусстве в виде возникновения и становления обобщенных выразительных образов и символов, легко узнаваемых, обладающих глубоким смыслом и когнитивным потенциалом. Целью статьи является философское осмысление генезиса и интеграции знания и искусства как фактора ценностно-позитивного преобразования действительности. Методология исследования включает обзор литературных источников и диалектический подход к историко-искусствоведческому анализу единства эпистемологического и логического в ценностно-содержащем дискурсе. Фокус исследования направлен на анализ интегративных процессов знания сквозь призму искусства. Обсуждение. Сделано обобщение: человеческая цивилизация развивается благодаря эпистемологической науке, которая задает ориентиры для процессов, происходящих на различных уровнях человеческого бытия. Прогнозирование результатов интеграции знания возможно при условии обращения к философскому знанию и нахождения его коррелятов в идеальных и материальных ценностных ориентирах. Заключение. Интегративные процессы в основных формах человеческого знания (искусство, философия, наука) стали важнейшими ценностными основаниями в становлении гносеологии, эпистемологии и аксиологии. Обосновано, что на всех этапах генезиса человеческого знания искусство содействовало знаниевой интеграции, способствующей выстраиванию определенной образовательной системы и праксиологических методов решения различных жизненных противоречий (концентрация и хранение информации, арт-терапия, эмоциональное отражение действительности, патриотическое воспитание, сохранение музейных ценностей, использование цифровых технологий и будущих возможностей искусственного интеллекта), что в целом способствует позитивному преобразованию социального и образовательного пространства.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

895.
Онтология человека в контексте современного образования

В.А. Гончарова
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
v-goncharova@yandex.ru

Ключевые слова: система образования, онтология человека, мировоззрение, методологический комплекс
Страницы: 83-108

Аннотация >>
Введение. Новые экзистенциальные схемы, предложенные миру и человеку в борьбе за выживание в условиях эпохи пандемии, обостряют необходимость переосмысления онтологии современного человека. Цель статьи заключается в попытке автора построить понимание сущности такой онтологии как целевой ориентир современного образования. Методология. В основе статьи лежит следующее методологическое понимание: будучи фиксируема в вариантах, онтология «опредмечивается» в индивидуальном мировоззрении и «прививается» человеку на основе способов мышления и деятельности, а также смыслов этой деятельности. Анализ этого методологического комплекса предлагается транслировать через систему образования. Обсуждение. На основаниях анализа методологического комплекса, характерного для современной системы образования, выдвинут тезис о варианте онтологии человека современности как компетентного «пользователя» противостоящей его творческому потенциалу «демиург-системы»; человека, ориентированного на выживание и потенциально не способного превзойти эту систему. Необходимым становится переосмысление человекоразмерности такой онтологии в контексте образования. Проблема современного образования заключается в отсутствии полагаемой целью широкой экзистенциальной рамки осмысления образовательных процессов и механизмов создания условий для становления человеческого в человеке. Онтологически ориентированное образование нацелено на создание и построение естественной среды для проявления и развития естественной человеческой субъектности. Для этого необходим ряд условий: содержательная целостность образования, развитие соответствующих видов мышления (безопорного, критического, системного, методологического), развитие рефлексии, развитие воображения и способности мечтать, эстетический характер образования, формирование экзистенциальных смыслов человека, развитие в образовании темы души и духовности. Заключение. Миссия современного образования видится в том, чтобы обратить признаки нестабильности эпохи в возможность построения гуманной (человекоразмерной) онтологии человека. При этом значимыми становятся те же инновации, но понимаемые как вариант традиционного опыта. В случае онтологически ориентированного образования - это опыт взращивания человеческого в человеке.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

896.
Эпистемологический анализ деонтологической основы образовательных целей инженерного профиля

М.И. Алдошина1, Г.В. Букалова1, А.Н. Дорофеев1,2,3
1Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орёл, Россия
maraldo57@mail.ru
2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
adorofeev@hse.ru

Ключевые слова: инженерное образование, морально-этические образовательные цели, этика долга, моральный долг, внеморальный долг, педагогическая деятельность
Страницы: 109-126

Аннотация >>
Введение.  Интенсификация постиндустриального общественного развития в технической сфере производства значительно воздействует на благополучие/неблагополучие людей и окружающей среды. Актуализируется проблема разработки деонтологических основ формирования готовности выпускников вуза инженерного профиля к моральной ответственности за безопасность и надежность результата профессиональной деятельности. Методология. Эпистемологический анализ предполагает выделение отношения «объект - знание». В качестве объекта принят моральный долг как составная часть профессионального долга инженерно-технического работника; а в качестве знания - обращение к положениям деонтологии, представляющей этику долга в современной философии. Такой подход предполагает дифференциацию социально-философских положений долженствования и поиск информационно-смысловых форм объективации морального долга инженерно-технического работника. Обсуждение. Функцию деонтологических элементов в структуре образовательного процесса выполняют компетенции выпускника вуза морально-этического характера, административно утвержденные в качестве образовательных целей. Представление образовательных целей в аспекте деонтологии, отражающей готовность выпускника вуза инженерного профиля к несению профессиональной ответственности, достигается привлечением ее положений в области этической теории как должное посредством соответствующих императивов в специфической форме проявления социальной необходимости. Использование положений деонтологии в качестве теоретической основы разработки структурного состава и содержания морально-этических образовательных целей поддерживает точность ориентации педагогического влияния на формирование готовности выпускника вуза инженерного профиля к несению профессиональной ответственности. Категориальный статус долга, описанный в деонтологии, связывает его с регулятивными принципами морали, отражая безусловность исполнения требований морального долга в ходе профессиональной деятельности инженерного профиля. Его границы определяются специфической императивностью морального долга. Заключение. На основе концепции современной эпистемологии, акцентирующей социальные предпосылки функционирования знания, привлечение аналитико-философского основания деонтологии обеспечивает научно-обоснованную объективацию структурного состава морально-этических образовательных целей инженерного профиля.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

897.
Эволюция взглядов на обучение современных менеджеров в программах подготовки управленческих кадров

М.И. Ананич1, В.Д. Маркова2
1Региональная комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, Новосибирск, Россия
ami@nso.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
cae@nsu.ru

Ключевые слова: программа подготовки управленческих кадров, проектное обучение, цифровые компетенции, вызовы внешней среды
Страницы: 127-143

Аннотация >>
Введение. Актуальность реализации Федеральной (Президентской) программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ требует сформированного учебно-методического комплекса по цифровизации управления с опорой на отечественный опыт и лучшие международные практики цифровизации для их осмысления и распространения. В современном менеджменте появляется множество новых понятий, методов и инструментов. Констатируется факт, что в современном менеджменте действует принцип «И - И», проявлением которого выступает сосуществование старых и новых методов, инструментов. Исследователи отмечают, что сейчас в любой компании сосуществуют бизнес-процессы, опирающиеся на интернет-ресурсы XXI в., управленческие постулаты середины XX в. и принципы менеджмента, выработанные еще в XIX в.53 Методология исследования основана на анализе эволюции взглядов на обучение менеджеров и интерпретации международного опыта в реализации Программы подготовки управленческих кадров. Обсуждение. В статье показано развитие подходов к профессиональной переподготовке российских менеджеров на основе анализа 25-летнего опыта реализации Федеральной (Президентской) программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Отмечено, что Программа стала инструментом «мягкой» инфраструктуры поддержки развития компаний и культуры менеджмента в стране и регионах. Выделены этапы развития Программы, отражающие смену акцентов в обучении менеджеров-практиков. Описаны лучшие практики каждого этапа реализации Программы. Систематизированы основные вызовы внешней среды и рассмотрены основные составляющие и проблемы формирования цифровых компетенций менеджеров. Заключение. Наряду с традиционными навыками в менеджменте необходимо говорить о цифровых компетенциях менеджеров в более широком контексте: современных трендах глобально-экономического и технологического развития; новом понимании принципов работы с данными и управления организацией на основе цифровых технологий.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

898.
Профессиональное сопровождение педагогов инклюзивной дошкольной образовательной организации

А.Г. Ряписова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
iesen-kpp@nspu.ru
Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональное сопровождение, модель сопровождения педагогов, программа профессионального сопровождения
Страницы: 144-157

Аннотация >>
Введение. В последнее десятилетие внедрение инклюзивной практики в системе дошкольного образования актуализировало проблему обеспечения готовности педагогов к работе в инновационных условиях. Анализ научных исследований и изучение реальной ситуации свидетельствует о барьерах и затруднениях педагогов в работе с детьми в группах специального назначения. Поэтому разработка модели профессионального сопровождения педагогов и программы ее реализации в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации актуальна, имеет теоретическую и практическую значимость. Методология. Теоретико-методологическую основу составили отечественные научные разработки в области инклюзивного образования. Использованы традиционные психолого-педагогические методы: теоретические (изучение, анализ, синтез, обобщение теоретических источников) и эмпирические (опросные методы, методы качественного и количественного анализа эмпирического материала). Обсуждение. Выработка понятийного аппарата в аспекте выбранной темы позволила трактовать профессиональное сопровождение педагогов как специально организованное, планомерное, систематическое взаимодействие, направленное на оказание помощи педагогу в выборе наиболее эффективных путей решения задач и типичных проблем профессиональной деятельности. Результаты диагностики комплекса валидных и надежных методик с участием 65 воспитателей детского сада позволили получить полную и достоверную информацию о трудностях и проблемах педагогов, которые непосредственно связаны с реализацией инклюзивного образования в конкретной образовательной организации. Заключение. В ходе исследования разработана модель профессионального сопровождения педагогов инклюзивной дошкольной образовательной организации в виде матрицы, включающей содержательный и организационный компоненты. Составлена программа, обеспечивающая профессиональную готовность педагогов дошкольной образовательной организации к осуществлению инклюзивной практики. Программа имеет модульную структуру и содержит описание мероприятий по реализации каждого модуля.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

899.
Интегративно-развивающее обучение будущих инженеров иноязычной публичной речи на основе технологии междисциплинарного ассемблирования

О.А. Обдалова1, Ю.В. Жарова1,2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
o.obdalova@mail.ru
2Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
extra.english2013@yandex.ru

Ключевые слова: интегративно-развивающий подход, иноязычная подготовка, публичная речь, технология междисциплинарного ассемблирования, междисциплинарность, инженерно-технический профиль, системный подход
Страницы: 158-177

Аннотация >>
Введение. Представлен анализ понятия «междисциплинарность» и «интеграция». С целью повышения гибкости при обучении иностранному языку предлагается авторская технология иноязычной подготовки студентов инженерного профиля на основе «междисциплинарного ассемблирования» с акцентом на познавательную активность и самообучение студентов в процессе продвижения по индивидуальной иноязычной образовательной траектории. Методология обзорного материала выстроена на основе аналитических методов интерпретации авторских позиций. Общенаучной основой исследования выступает междисциплинарный подход, с позиций которого обучение будущих инженеров иностранному языку на основе технологии междисциплинарного ассемблирования обусловлено тематическим объединением модулей ряда дисциплин в интересах практики иноязычной публичной речи. Практико-ориентированной тактикой исследования является интегративно-развивающий подход, с учетом которого иноязычная коммуникативная компетенция студента инженерно-технического профиля рассматривается как интегративно-личностное, динамически адаптивное профессиональное качество. Обсуждение. Главным достоинством предлагаемого междисциплинарного формата взаимодействия выступает способ его организации: на уровне коммуникативного контекста, путем обоюдного внедрения достижений и результатов других наук. Заключение. Аналитический обзор материала позволил выявить, что интеграция как педагогическое явление дает возможность основательно интенсифицировать образовательный процесс в русле трансформации и реконфигурации образовательных программ и их содержания в рамках стратегического и тактического назначения. Исходя из анализа практики российских вузов можно отметить, что вариативность подходов к междисциплинарной интеграции становится коллективным активом развития и основой для трансфера и экспорта наиболее ярких и эффективных образовательных практик.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

900.
Профессиональная деятельность в цифровой образовательной среде: противоречия в возможностях

С.П. Сторожева1, Н.Л. Микиденко1,2
1Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Россия
s_storozheva@sibguti.ru
2Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
nl_nsk@mail.ru

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровые навыки и компетенции, антропологические риски, принятие инноваций
Страницы: 178-193

Аннотация >>
Введение. Цифровизация образования приводит к изменениям в осуществлении образовательной деятельности преподавателей и обучающихся, что требует глубокого исследования и осмысления. Скорость принятия цифровых инноваций зависит от ресурсного состояния организаций и их субъектов и имеет свою специфику. Цель статьи - провести исследование применения и оценки успешности профессиональной деятельности субъектов образования в цифровом пространстве. Методология. Теоретическая рамка исследования основана на принципах интеграции положений, сложившихся в теориях цифрового общества и цифровых методов познания социальной реальности, применении Data-anthropo и кейс-анализа в подходах к аналитике образовательных данных, педагогики и дидактики мониторинговых исследований. Объект исследования - цифровизация образовательных практик преподавателей в условиях высшей школы (кейс Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), г. Новосибирск). Исследование направлено на выявление отношений к изменениям в профессиональной деятельности преподавателей университета при использовании цифровой образовательной среды, проведено в форме анкетного опроса на основе сплошной выборки. Обсуждение. Сохраняется противоречие в оценках возможностей цифровых образовательных технологий в образовательных коммуникациях. Доля преподавателей, которые считают, что цифровые технологии привносят в образовательный процесс антропологические, психологические и образовательные риски, остается высокой. В то же время зафиксирована положительная динамика в оценках цифровой образовательной среды и изменений в профессиональной деятельности, происходящих в процессе цифровизации. Заключение. Востребованными компетенциями при использовании цифровой образовательной среды остаются навыки создания учебного контента различного типа, дизайна и аналитики образовательных данных. Исследование профессиональной деятельности субъектов образования в цифровом пространстве демонстрирует сохраняющиеся противоречия, несмотря на широкие образовательные возможности цифровых сервисов и платформ.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 891 - 900 из 43801
Начало | Пред. | 88 89 90 91 92 | След. | Конец Все