ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Д.М. Рыманов
Государственный медицинский университет города Семей, ул. Абая Кунанбаева, 103, Семей, Казахстан, 071400 rymanov_d@ngs.ru
Ключевые слова: философия управления, гносеология, антропология, этика, philosophy of management, gnoseology, anthropology, ethics
Страницы: 75-84 Подраздел: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
Философия управления - новый раздел философского знания прикладного характера, имеющий два основания: «новизну» и «практическую применимость», которые играют как отрицательную, так и положительную роли. С одной стороны, такое положение дел дает массу возможностей для исследования некоторых проблем управления, а с другой - добавляет в исследовательское поле своего рода неопределенность. Третьим затруднением и вместе с тем положительным моментом, имеющим эвристический характер, является опыт внедрения в образовательный процесс. Выход из сложившейся ситуации - рассмотрение философии управления через призму антропологических, гносеологических и этических оснований. Результаты рассмотрения антропологических, гносеологических и этических оснований философии управления позволяют сделать следующие выводы: 1) необходимо внедрение философии управления в образовательный процесс, потому что его функцией является гуманизация менеджмента, которая может быть достигнута с помощью методологического инструментария философской антропологии; 2) «философия управления», как и сама философия, находится в междисциплинарной области, что позволяет ей делать обобщенные выводы и находить необходимые взаимосвязи с разными областями знаний; 3) гносеологические основания теории управления находятся в области принятия решения, рисков и неопределенностей, что подразумевает использование не только логики как раздела философского знания, но и точных наук; 4) при рассмотрении этических оснований необходимо понимать, что этика - это область философского знания, изучающая нормы морали и нравственности, позволяющая глубже понять процессы взаимоотношения людей, которые, в свою очередь, не сводятся только к потребительским или прагматическим действиям.
DOI: 10.15372/PHE20150608 |