|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 18.188.96.17
[SESS_TIME] => 1732178728
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => 66a8fea3b8c58d344c944fa4887fc81c
[UNIQUE_KEY] => 4859b3ae153d3f71ffae3977e90cc674
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2015 год, номер 6
С.А. Прокопенко, Т.С. Селевич
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050 sibgp@mail.ru
Ключевые слова: университет, познание, сущность, явление, представление, конкурентоспособность, University, cognition, essence, phenomenon, understanding, competitiveness
Страницы: 5-22 Подраздел: УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Аннотация >>
Статья носит исследовательский характер. Целью авторов - рассмотрение сущностных причин низкой конкурентоспособности российских университетов на мировом рынке науки и образования. Использованы диалектический и аналитиический методы познания действительности для раскрытия противоречий между сущностью университета и ее проявлением в организациях высшего образования XXI в. Исследованы представления классиков и современников университетского образования о его сущности и исторических изменениях с момента появления первых университетов до настоящего времени. Изучены формулировки миссий российских и зарубежных университетов - лидеров образовательного рынка. Представлены трансформация сущности университета в процессе исторического развития и ее нынешние проявления, определяющие позиции университетов в мировом рейтинге. Разработана формулировка сущности современного университета и показана ее троякая структура. Выделены уровни проявления сущности университета: сущий, подобный, отдаленный и видимый. Приведены разработанные формулировки сущностей системных элементов по уровням иерархии университета, отражающие высокую степень отдаленности от них явлений этих элементов в российском образовании начала XXI в., что определяет низкую конкурентоспособность отечественных вузов на мировом рынке. Последующие исследования, по мнению авторов, необходимо направить на разработку системного обновления структурных составляющих сущности университета как наиболее влияющих на темп и результаты повышения конкурентоспособности российских вузов. Полученные результаты позволяют скорректировать и углубить применяемые менеджментом российских университетов стратегии повышения их конкурентоспособности. Ценными результатами статьи стали выявленная сущность университета и представление ее структуры как единства духа, интеллекта и энергии персонала, позволившие сформулировать новую дефиницию понятия «университет». Выделение уровней проявления сущности позволяет оценить степень отдаления от нее нынешних российских вузов, понять первопричины сущностного несоответствия системных элементов конкретного университета и подойти к их осмысленному совершенствованию для действенного повышения его конкурентоспособности.
DOI: 10.15372/PHE20150601 |
М.А. Абрамова1,2, И.Л. Назарова3, А.Н. Неустроева4
1Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090 marika24@yandex.ru 2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2., Новосибирск, Россия, 630090 3Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, пр. Ленина, 1, Якутск, Россия, 677000 saks_i@mail.ru 4Северо-Восточный федеральный университет, пр. Ленина, 2, Якутск, Россия, 677000 annette2001@yandex.ru
Ключевые слова: взаимодействие учреждений науки и образования, модели университетов, федеральный университет, система образования в СССР и России, interaction of the institutions of science and education, models of universities, Federal University, the educational system in the USSR and Russia
Страницы: 23-29 Подраздел: УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Аннотация >>
Статья посвящена проблеме выявления тенденций развития высшего образования в России, в частности - реализации инновационных проектов по внедрению в регионах Сибири и Дальнего Востока моделей исследовательского и федерального университетов. Анализ первых результатов внедрения новых типов университетов показал, что основное внимание при реализации моделей федерального и исследовательского университетов уделено интеграции образования и науки. Вузы, имевшие в качестве предпосылки историю длительного сотрудничества с организациями РАН, на первых этапах получили карт-бланш. Однако в условиях набравшей силу реформы данной структуры и создания ФАНО процесс интеграции стал проходить болезненно в связи с попытками одновременного решения вопросов развития университетов и трансформации научных учреждений. Историографический анализ примера становления научного центра РАН и развития университета в Якутии показал, что взаимодействие данных организаций в ХХ в. позволило не только решить проблему подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства, освоения природных ресурсов Дальнего Востока России, но и заложить фундамент для реализации модели федерального университета в современных условиях.
DOI: 10.15372/PHE20150602 |
О.А. Власова
Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Россия, 199034 o.a.vlasova@gmail.com
Ключевые слова: К. Ясперс, идея университета, образование, живой дух, история философии, Karl Jaspers, idea of university, education, living spirit, history of philosophy
Страницы: 29-40 Подраздел: УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Аннотация >>
Статья посвящена дискурсу университета в творчестве Карла Ясперса и его трансформации в 1920-1960-е гг. Цель статьи - показать особенности понимания Ясперсом предназначения университета в довоенный и послевоенный периоды. Анализ осуществляется с опорой на историко-биографический подход: актуализируются факты биографии Ясперса, повлиявшие на его обращение к проблематике университетского образования, и исторический контекст, задавший ракурс рассмотрения этой проблематики. Дискурс университета рассматривается в свете значимых для Ясперса событий: работы в Гейдельбергском университете, запрета преподавания и публикаций при нацизме, Второй мировой войны и послевоенного восстановления университетской системы. Основу статьи составляет анализ работы Ясперса «Идея университета» в ее трех изданиях (1923, 1946, 1961), а также статей и выступлений. Отмечается, что своими работами Ясперс вступает в дискуссии о судьбах и задачах высшего образования, продолжавшиеся в Германии уже не одно десятилетие. Университет, по мысли Ясперса, реализует три цели: профессиональное образование, исследование и воспитание личности. Он не просто дает знания или делает из человека специалиста в какой-либо отрасли, а формирует мировоззрение. В единстве трех целей университет всегда реализует свою идею. Идея университета - фундамент образовательного дискурса Ясперса. Идея университета есть идея духовного единства преподавателей и студентов, сообщества, через века хранящего и приумножающего истину. Университет существует во имя истины и как институция представляет собой лишь место реализации идеи университета. Как подчеркивает Ясперс, университет - ядро культуры и общества. Одной из важнейших тем для Ясперса является проблема определения места философии в университетском образовании. Чтобы восстановить центральный статус в системе университетских дисциплин, философия, по мнению Ясперса, должна перестать ориентироваться на естественные науки, должна преподаваться не как знание, а как опыт, самым важным разделом при этом оказывается история философии: изучая тексты великих философов прошлого, студенты начинают мыслить и познавать себя. Диалог с великими «запускает» душевное движение и приводит к изменению. Пробуждаемая духовная работа и является основной целью университета. Проблематика статьи важна для современных дискуссий о возможных стратегиях отечественного образования, о месте философии в системе университетских дисциплин. Посредством обращения к философскому наследию она может способст- вовать выработке решений в современных российских реалиях.
DOI: 10.15372/PHE20150603 |
И.Г. Борисенко1, С.В. Камашев2, Т.С. Косенко2, Н.В. Наливайко2,3, Т.А. Цыцкун4
1Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041 i.g.borisenko@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 kvs200@ngs.ru 3Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090 nnalivaiko@mail.ru 4Кубанский государственный университет, ул. Ставропольская, 149, Краснодар, Россия, 350040 tt712472@mail.ru
Ключевые слова: экономическое образование, информатизация образования, глобализация, личность, эффективность образования, мировое образовательное пространство, economic education, informatization of education, globalization, identity, the effectiveness of education, world educational space
Страницы: 41-49 Подраздел: УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Аннотация >>
Актуальность исследования проблем и особенностей современного экономического образования с учетом информационных технологий обусловлена значимостью результатов в прикладной области. Подобный анализ вдвойне актуален для России и естественным образом отражается на образовательной системе в целом и экономическом образовании в частности. В последние десятилетия сформировалось единое информационно-коммуникативное пространство, которое позволяет использовать мондиалистские методы для управления экономикой в режиме реального времени. Современная экономика предполагает соответствующий уровень образования, учитывает особенности адаптации экономик отдельных стран к новым условиям. Принципиальную роль играет информатизация производственных технологий, характерная для постиндустриальной экономики, которая ведет к интеллектуализации труда, значительно повышая в нем творческий потенциал. Современная экономика все больше сближается с процессом образования, позволяя разрабатывать универсальную методику внедрения новых информационных средств коммуникаций. Идея создания мирового образовательного пространства, объединяющего уже существующие национальные образовательные системы, сегодня становится все более популярной. Экономическое образование направлено на формирование нового человека, поэтому аккумулирует в себе неразрывное диалектическое единство сохранения и развития лучших образовательных традиций в широком экономическом диапазоне. В настоящее время актуализировалась необходимость формирования новых методик, нивелирующих указанные ранее негативные последствия. В соответствии с экономическими законами закладывается структура и механизмы функционирования экономики конкретной страны. Современное образование должно включать в себя нравственные и духовные элементы. Концепции устойчивого развития России могут быть успешно реализованы при опоре на самобытность, чему соответствует новая образовательная парадигма, которая базируется на традиции и ориентируется на будущее. Будущее экономическое образование должно способствовать удовлетворению насущных нужд современного человека, восстановлению социальной справедливости, улучшению здоровья нации и т. д. Именно на эти направления государственной политики должен быть сделан акцент, хотя результаты в стратегическом плане появяться через годы, они будут иметь ключевое значение для восстановления мощи и величия страны.
DOI: 10.15372/PHE20150604 |
А.А. Тарасова
Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Д. Ковальчук, 191, Новосибирск, Россия, 630049 tarasovaaa@edu.stu.ru
Ключевые слова: диалог, познание, образование, наука, взаимодействие, коммуникация, сверхсложная система, бизнес-сообщество, потребитель, преобразование, dialogue, cognition, education, science, interaction, communication, highly-complicated system, business community, consumer, transformation
Страницы: 49-59 Подраздел: УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Аннотация >>
В данной статье рассматривается существование образовательной системы как особого вида диалога, определяются его участники, способы и последствия их взаимодействия, выделяются основные направления познания универсума с определением роли научного, логизированного, ценностного знания как образовательной основы. Статья включает в себя анализ специфики условий реализации коммуникативных компетенций ученых и педагогов. Так, ученый постоянно находится не только на пересечении нескольких каналов связи (с объектом исследования, научным коллективом, предшественниками и современниками - носителями знаний в его области), но и на пересечении двух миров: ученых и неученых. Современная система образования определяется как открытая, самоорганизующаяся, нелинейно развивающаяся система, элементарными структурными единицами которой (в результате использования метода структурного анализа) можно назвать следующие: «ученый - преподаватель» и «преподаватель - специалист». Далее в терминах коммуникативной теории А. Моля выявляются проблемные места взаимопонимания между этими единицами и возможность их дальнейшего взаимовлияния. Соотношение идейного набора отправителя и идейного набора получателя представляется различными способами: 1) частичным совпадением; 2) совпадением в большой части; 3) отсутствием пересечений; 4) способом, когда набор получателя целиком входит в набор отправителя и ставится вопрос об условиях осуществления «со-бытия» ученого и преподавателя, разрешение которого оказывается невозможным без учета роли третьего участника диалога - бизнес-сообщества. В разрезе таких тенденций, как переход к постиндустриальному обществу и экономике знаний, усиление рыночной ориентации в системе образования и науки, увеличение масштабов культурного взаимодействия, актуализация гражданского образования и т. д., определяются «точки соприкосновения» образования, науки и бизнеса. Методом сопоставительного анализа выделяются параллельные тенденции и общие сферы их взаимодействия: быстрое перераспределение ресурсов в производственной сфере - подготовка разносторонне образованных высококвалифицированных специалистов; внимание к активным, небогатым потребителям - расширение программ стипендиальной и грантовой поддержки; необходимость кооперации на различных уровнях - создание междисциплинарных, межвузовских, международных проектных и исследовательских коллективов и т. д. В заключение приводятся рассуждения о необходимости определенной специализации знаний при одновременном увеличении потребности в освоении универсума в целом, в построении целостной картины мира.
DOI: 10.15372/PHE20150605 |
С.И. Черных1, И.Г. Борисенко2
1Новосибирский государственный аграрный университет, ул. Добролюбова, 160, Новосибирск, Россия, 630039 2560380@ngs.ru 2Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041 i.g.borisenko@yandex.ru
Ключевые слова: информационное общество, Smart-образование, глобализация образования, Smart-технологии, образовательное пространство, information society, Smart-education, globalization of education, Smart-technologies, educational space
Страницы: 59-66 Подраздел: УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Аннотация >>
В современном мире информация и знания представляют собой главную преобразующую силу, а информационные технологии являются стратегическими ресурсами развития общества. Все более востребованной становится специальная подготовка человека к жизни в информационном обществе, поскольку карьера будущего специалиста во многом зависит от способности своевременно находить и продуктивно использовать новую информацию. Информационное общество, в котором информация выступает в качестве основной социальной ценности, подразумевает радикальные изменения во всех социальных институтах и в первую очередь в образовательной сфере. Одной из ведущих тенденций трансформации современного образования являются Smart-технологии. Модель образования, основанная на Smart-технологиях, предполагает создание среды, гарантирующей максимальный уровень формирования конкурентоспособного профессионала. Однако реализация Smart-образования влечет за собой ряд проблем и требует немалых затрат от всех субъектов образовательного взаимодействия, что в свою очередь провоцирует складывающееся сегодня информационное неравенство между субъектами образовательного пространства.
DOI: 10.15372/PHE20150606 |
Д.В. Чернов
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 chernov.de@mail.ru
Ключевые слова: системный подход, профессиональное образование, философия образования, парадигмальный анализ, социальная работа, systemic approach, vocational education, philosophy of education, paradigmatic analysis, social work
Страницы: 67-75 Подраздел: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация >>
В статье рассматриваются методологические вопросы изучения процессов становления и развития системы высшего профессионального образования по социальной работе. Социальное образование в современном мире является приоритетным направлением развития систем образования как глобальных, так и национальных моделей подготовки кадров для социальной сферы. Формирование системы профессионального образования по социальной работе в России соответствует этим тенденциям. Накопленный опыт требует исследовательского осмысления, возможного при наличии новых методологических подходов, разработка которых является важной научной задачей. Цель исследования - представить основные положения парадигмального анализа в рамках системного подхода как самостоятельного методического инструмента, обеспечивающего многоаспектное изучение процессов становления и развития профессионального образования по социальной работе в России на современном этапе. В связи с этим раскрывается содержание системного подхода к рассмотрению вопросов профессионального образования в современном мире. Анализируются зарубежные тренды, определяющие изменения парадигмального характера в процессе развития социальной работы в целом и системы подготовки кадров для данной сферы. С опорой на работы исследователя Б. Штётцеля (Германия) в статье исследуются процессы, связанные с переходом Европы в 1990-е - начале 2000-х гг. к новому типу социальной работы. Также анализируется влияние смены парадигм в социальной работе в Европе на отечественную модель социальной помощи населению. Данные процессы отразились и на системе подготовки кадров для социальных служб в России, а сами изменения носили парадигмальный характер, обусловив смену содержания и основополагающих принципов функционирования социальной работы на уровне теории и практики. Экстраполируя мировые тренды на ситуацию с развитием социальной работы, автор статьи сравнивает технократическую (традиционную, сформировавшуюся в ХХ столетии) и гуманистическую (новую, формирующуюся) парадигмы социальной работы и профессиональной подготовки кадров для данной сферы. Особое внимание уделяется роли педагогических вузов в процессе реализации программ социального образования, создания ценностной, воспитательной и профессиональной среды.
DOI: 10.15372/PHE20150607 |
Д.М. Рыманов
Государственный медицинский университет города Семей, ул. Абая Кунанбаева, 103, Семей, Казахстан, 071400 rymanov_d@ngs.ru
Ключевые слова: философия управления, гносеология, антропология, этика, philosophy of management, gnoseology, anthropology, ethics
Страницы: 75-84 Подраздел: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация >>
Философия управления - новый раздел философского знания прикладного характера, имеющий два основания: «новизну» и «практическую применимость», которые играют как отрицательную, так и положительную роли. С одной стороны, такое положение дел дает массу возможностей для исследования некоторых проблем управления, а с другой - добавляет в исследовательское поле своего рода неопределенность. Третьим затруднением и вместе с тем положительным моментом, имеющим эвристический характер, является опыт внедрения в образовательный процесс. Выход из сложившейся ситуации - рассмотрение философии управления через призму антропологических, гносеологических и этических оснований. Результаты рассмотрения антропологических, гносеологических и этических оснований философии управления позволяют сделать следующие выводы: 1) необходимо внедрение философии управления в образовательный процесс, потому что его функцией является гуманизация менеджмента, которая может быть достигнута с помощью методологического инструментария философской антропологии; 2) «философия управления», как и сама философия, находится в междисциплинарной области, что позволяет ей делать обобщенные выводы и находить необходимые взаимосвязи с разными областями знаний; 3) гносеологические основания теории управления находятся в области принятия решения, рисков и неопределенностей, что подразумевает использование не только логики как раздела философского знания, но и точных наук; 4) при рассмотрении этических оснований необходимо понимать, что этика - это область философского знания, изучающая нормы морали и нравственности, позволяющая глубже понять процессы взаимоотношения людей, которые, в свою очередь, не сводятся только к потребительским или прагматическим действиям.
DOI: 10.15372/PHE20150608 |
Е.В. Ушакова
Алтайский государственный медицинский университет, пр. Ленина, 40, Барнаул, Россия, 656038 foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: медицинское знание, медицинское образование, развитие медицины советского и постсоветского периодов, парадигма, качество, инновации медицинского образования, medical knowledge, medical education, development of medicine of the Soviet and post-Soviet period, paradigm, quality, innovations of medical education
Страницы: 84-97 Подраздел: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация >>
В статье представлен анализ диалектических преобразований медицинских знаний в системе российского медицинского образования, включая современные инновационные процессы, с позиций философии образования. Раскрыты рубежные события в развитии отечественного медицинского образования в связи с социальными трансформациями, происходящими в стране. Определены главные характеристики парадигмы медицинского образования. Проанализированы инновационные процессы в медицинских знаниях в начале XXI в. в аспекте концепции качества образования.
DOI: 10.15372/PHE20150609 |
Б.В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 saprygin2007@yandex.ru
Ключевые слова: антиментализм, семантика, значение слова, образцы деятельности, философия языка, Витгенштейн, Патнем, anti-mentalism, semantics, meaning of a word, activity patterns, philosophy of language, Wittgenstein, Putnam
Страницы: 98-108 Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Аннотация >>
При знакомстве с современной лингвистической семантикой обращает на себя внимание то обстоятельство, что объяснение смысловых значений единиц языка зачастую производится с позиций интенционализма и ментализма. Однако объяснение ряда семантических явлений с подобных позиций оказывается невозможным. Это становится заметным при преподавании такой видовременной формы английского глагола, как перфект. В сложностях, связанных с попытками объяснить значение этой грамматической формы, отражается столь важная для философии проблема значения слова. Наличие трудностей с объяснением значения данной грамматической категории наводит на мысль о недостатках самого подхода к объяснению семантики с позиций ментализма. Одним из недостатков традиционных подходов к изложению семантики перфекта является то, что не получает полноценного раскрытия содержание основного значения этой граммматической категории. Для его выявления представляется целесообразным обратиться к диахронически исходному значению этой глагольной формы - тому значению, которое было присуще ей еще до грамматикализации данной, первоначально синтаксической, посессивной конструкции. При анализе семантической эволюции перфекта создается впечатление, что функционирование данной грамматической формы совершается не вполне в соответствии с той ментальной семантикой, которая ему обычно приписывается. В связи с этим обращает на себя внимание семантический подход к объяснению значения слова, обнаруживаемый в трудах представителей современной аналитической философии. Ситуация с английским перфектом напоминает то, что упомянутые авторы говорят об антименталистском задании значения слова. Современные носители английского языка употребляют перфект в соответствии с нементальными образцами, усвоенными ими в ходе социально обусловленной практики, в которых до известной степени отражается значение той первоначальной посессивной конструкции, из которой впоследствии и развился современный перфект. При этом ментальное значение, возникающее в сознании человека, по-видимому, не в полной мере отражает «объективное» значение этой грамматической категории. Изложенные выше рассуждения имеют последствия для философии сознания и языка. Даже если мы не готовы полностью отказаться от менталистских представлений, мы все равно вынуждены согласиться, что существенную роль в деятельности человека играют также и механизмы, которые условно можно назвать бихевиористскими или функционалистскими.
DOI: 10.15372/PHE20150610 |
О.А. Вальгер
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 olesyavalger@gmail.com
Ключевые слова: национальная идентичность, гражданская нация, самоидентификация, государственный язык, символическое замещение, культурный знак, national identity, civic nation, identification, state language, symbolic representation, cultural marker
Страницы: 108-118 Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Аннотация >>
Статья посвящена изучению практик, обеспечивающих преемственность постоянно воссоздаваемому конструкту нации в условиях свободного доступа ко всему разнообразию культурных знаков, который предоставляет нам современный мир. Автор рассматривает пример обучения государственному языку, которое привлекается элитами как средство унификации кода для эффективной трансляции коллективного нарратива. Развитие языка до кода обучения и официально-делового общения рождает языковые практики, которыми пользуется индивид в социальном общении. Эти языковые практики в значительной степени определяются тем, какой принцип членства практикуется в национальном сообществе. В современном мире поле возможного социального опыта индивида беспрецедентно широко по сравнению с предыдущими эпохами, и обучение государственному языку становится одним из способов обеспечения наличия некоторой общей части социального опыта у широкого круга не взаимодействующих непосредственно членов одного национального сообщества. Поскольку национальная идентичность существует в форме сверки процессов самоидентификации и идентификации индивида, роль обучения государственному языку в этом процессе может быть описана как предоставление потока ситуаций, вызывающих процессы сверки. Идея многоэтнического гражданского национального сообщества основывается на допущении того, что языковая личность изменчива. Процесс обучения государственному языку изменяет языковую идентичность, делая восприятие ее индивидом более осмысленным и символически маркированнным, что обеспечивает схожесть культурных знаков в опыте разных членов одного и того же политического сообщества.
DOI: 10.15372/PHE20150611 |
В.В. Петров1,2, Н.В. Наливайко1,3
1Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090 v.v.p@ngs.ru 2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2., Новосибирск, Россия, 630090 3Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: общество знания, информационное общество, глобализация, модернизация, система образования, инновационное образование, ценностные основания, формирование личности, knowledge society, information society, globalization, modernization, education system, innovative education, value foundations, formation of personality
Страницы: 119-127 Подраздел: ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Аннотация >>
Системный кризис рубежа веков, произошедший в России, привел к полной смене аксиологических ориентиров, которые изменили направление развития системы образования. Вследствие этого возникли методологические и онтологические проблемы, связанные с новой социальной ролью знаний, которые перестали считаться только прерогативой научного производства, поскольку их использование теперь рассматривается как усиление способности общества к практическому действию. Противоречия, назревшие в сегодняшней системе образования, развиваются, сущность их углубляется; между ними нет координационных взаимодействий. Свести воедино эти противоречия можно только на основе глубокого философского анализа, который позволит создать некоторую систему развития общества в изменившихся социокультурных условиях. Особая роль системы образования заключается в производстве и распространении знаний и информации: необходимость обновления личностной и профессиональной компетенции требует постоянного повышения квалификации и перестройки институтов образования для соответствия требованиям когнитивной динамики общества, а организация и содержание образования предполагают активизацию инновационных технологий. К сожалению, отечественная высшая школа сегодня в основной своей массе производит не высококвалифицированных специалистов, готовых к работе в новых условиях изменяющегося общества, а выпускников с дипломом, хотя спрос на кадры высшей квалификации по-прежнему остается достаточно высоким. В кризисный период смена приоритетов развития системы современного образования в целом возможна за счет изменения аксиологических ориентиров, связанных с формированием социально адаптивной личности, способной не только «тиражировать и копировать» полученные знания, но и создавать и развивать новое знание, активно участвовать в жизни социума и изменять его, при этом быть ориентированной на самовоспроизводство, самосохранение и саморазвитие общества как такового. Такая система образования с изменившимися аксиологическими приоритетами может стать основой формирующегося общества знания.
DOI: 10.15372/PHE20150612 |
Т.С. Косенко, Н.Н. Власюк
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 tany0879@mail.ru
Ключевые слова: ценности, общество, воспитание, традиции, толерантность, реформы, values, society, upbringing, traditions, tolerance, reforms
Страницы: 127-134 Подраздел: ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Аннотация >>
В данной статье осуществлен анализ современной системы воспитания, формирующей ценности у подрастающего поколения российского общества. Авторы попытались ответить на вопрос: насколько выработка ценностных ориентиров современной системы воспитания помогает или же, напротив, мешает дальнейшему развитию страны? Поиск духовных оснований развития современной России выводит на проблему ценностных изменений, соотносимых с процессами глобализации. Глобализация, сущностной основой которой является информационная революция, оказывает решающее влияние на все государства и на Россию в частности. В ходе глобализационных процессов, с одной стороны, усиливается межкультурное взаимодействие и взаимопроникновение экономик, а с другой стороны, общество начинает испытывать духовный кризис, искусственное навязывание иных ценностей, концепций, проектов, игнорирующих национальный опыт и традиции, усиление религиозного фанатизма и т. д. Поэтому перед российскими политическими и общественными силами сегодня возникает безотлагательная задача по реабилитации ценностного дискурса и, соответственно, системы воспитания. Ставя вопрос о том, какие ценности должна культивировать современная система воспитания в российском обществе для его дальнейшего успешного развития, необходимо принять во внимание, во-первых, реалистичность системы ценностей: если система ценностей не будет отражать реалий, а будет просто декларативной, то в нее просто не поверят. Во-вторых, западная культура по своей сути дегуманистична, формирует базовые ценности неолиберализма: бездуховность, эгоизм, успех и наживу любой ценой, жестокость и агрессивность в отношениях между людьми, что приводит в итоге к разрушению национального общественного сознания. Автор приходит к выводу, что необходимо донести до подрастающего поколения роль этих антиценностей, поскольку от экспансии западной культуры современному российскому обществу избавиться невозможно; сохранить традиционные культурные и духовные ценности и очень аккуратно совмещать с инновациями (положительными достижениями Запада); необходимо помнить о традиционных ценностях Востока и быть предельно благоразумными.
DOI: 10.15372/PHE20150613 |
Н.П. Суханова1, Б.В. Сапрыгин2
1Новосибирский гуманитарный институт, ул. Советская, 23, Новосибирск, Россия, 630099 konfngi@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 saprygin2007@yandex.ru
Ключевые слова: наука, социальный институт, высшее образование, система ценностей, российские реформы 1860-х гг, общество, культура, гумбольдтовский университет, science, social institution, higher education, value system, Russian reforms of the 1860s, society, culture, Humboldt University
Страницы: 134-145 Подраздел: ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Аннотация >>
В статье рассматривается наука как социальный институт, способный существовать и развиваться только в обществе, основополагающие ценности которого совместимы с ценностями самой науки. Анализируются материалы по истории русской науки второй половины XIX в. Акцентируется внимание на становлении отечественной науки в неразрывной связи с системой образования. Показывается, как в общественном сознании эпохи изменялся культурный климат и система ценностей в том, что касалось науки и образования. Раскрывается роль университетов в организации науки в пореформенную эпоху, рассматриваются изменения в «женском вопросе», участие общества в появлении негосударственных высших учебных заведений. Делается вывод о том, что российскому университету XIX в. в значительной степени присущи установки университета классического, гумбольдтовского, с его идеалом «чистой науки». Высказывается предположение, что именно отказ от столь укоренившихся в сознании современных ученых и деятелей образования идеалов классического университета является причиной того, что реформы в современном образовании воспринимаются столь болезненно.
DOI: 10.15372/PHE20150614 |
М.Ш. Хасанов1, В.Ф. Петрова2
1Казахский национальный университет имени аль-Фараби, пр. аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050040 Hasanov.marat.41@mail.ru 2Евразийский технологический университет, ул. Толе би, 109, Алматы, Казахстан, 050012 Verapetrova50@mail.ru
Ключевые слова: ценность, образование, воспитание, согласие, единство, народ, культура, язык, value, education, upbringing, harmony, unity, people, culture, language
Страницы: 145-155 Подраздел: ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы смысловых ценностей отечественного образования в свете стратегии развития «Казахстан - 2050». Отмечается, что изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества, когда ведущей мировой тенденцией становится глобализация социальных и культурных процессов. В работе показано, что смысловыми ценностями отечественного образования должны стать ценности, выдержавшие испытание временем. К ним относится независимость, национальное единство, мир и согласие в казахстанском обществе, светское общество и высокая духовность, общность истории, культуры и языка. Авторы полагают: чтобы преодолеть смысловую и ценностную дезориентацию человека переходного общества (к каковым относится и Республика Казахстан) следует обратиться к истории национальной философии образования, онтологической основой которой является культура. Известно, что культура представляет собой способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности человечества, с необходимостью воспроизводимый сменяющимися поколениями. Ядро культуры составляют общечеловеческие ценности, гуманистические идеалы, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Будучи всеобщим явлением, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его личностный рост.
DOI: 10.15372/PHE20150615 |
Л.Н. Яковенко
Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И. И. Иванова, ул. Карла Маркса, 70, Курск, Россия, 305021 yakovenko66@yandex.ru
Ключевые слова: философия образования, устойчивое развитие, прагматическая педагогика, ценности образования, профессиональное образование, гуманистическая парадигма, philosophy of education, sustainable development, pragmatic pedagogics, education values, vocational education, humanistic paradigm
Страницы: 155-160 Подраздел: ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Аннотация >>
Статья посвящена актуальной сегодня теме формирования ценностных ориентаций российского образования в контексте устойчивого развития и усиления влияния прагматизма. В статье обосновывается идея сохранения национальных традиций образования с учетом лучшего опыта прагматической педагогики. Анализируются цели воспитания личности студента на основе образовательных стандартов, достижение которых является условием эффективного реформирования российского образования. Показано, что научная дискуссия относительно сохранения национальной идентичности в высшем профессиональном образовании интегрирует новое понимание границ культурного подражания. Автор акцентирует внимание на исторических корнях российского профессионального образования, основной чертой которого всегда была гуманистическая направленность и формирование целостной личности. Кроме того, в статье рассматривается значение античной философии, где постепенно вызрела западноевропейская культура и в дальнейшем развился прагматизм. Проведен анализ исследований парадигмы образования. Показано, что практическая ориентация образования, связь между теорией и практикой отражены в дидактических принципах педагогики. Однако сосредоточенность только на изучении полезных и нужных для профессии наук при снижении гуманистической роли образования не свойственно национальной системе образования, поскольку это девальвирует духовные ценности, которые всегда составляли основу общества. На основе исследования имеющихся образовательных парадигм в философии и педагогике делается вывод о стремлении отечественных ученых и педагогов-практиков к поиску наилучшей концепции обучения, воспитания и развития молодежи. Идеи прагматического образования могут рассматриваться как средство укрепления взаимодействия культур в поле устойчивого развития. В заключение отмечается значимость рассматриваемой проблемы для определения направления будущего развития образования с учетом задач вхождения в мировое образовательное пространство, когда лучшим выбором является традиционная классическая система образования и современное прочтение прагматизма.
DOI: 10.15372/PHE20150616 |
В.В. Чеботарев
Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Д. Ковальчук, 191, Новосибирск, Россия, 630049 chebotarev62@mail.ru
Ключевые слова: экстремизм, современный терроризм, образование, воспитание, толерантность, extremism, modern terrorism, education, upbringing, tolerance
Страницы: 160-167 Подраздел: ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Аннотация >>
Целью данной статьи является анализ проблем, связанных с противодействием терроризму. Рассматриваются вопросы выбора форм и методов борьбы с современным терроризмом. В качестве стратегии его преодоления предлагается использовать несиловые методы. Автор полагает, что в борьбе с терроризмом следует больше внимания уделять вопросам профилактики, через налаженную систему государственного образования оказывая воздействие на степень агрессивности в обществе и тем самым снижая уровень террористической опасности. Важнейшим обстоятельством стратегической линии борьбы с современным терроризмом является педагогическая, образовательная повседневная деятельность, направленная на перестройку сознания общественности посредством оказания положительного воздействия на основные ценностные ориентации и жизненные установки нашего подрастающего поколения. В современной российской педагогике одним из основных векторов развития является формирование межкультурной толерантности в структуре личности обучаемого. Толерантность рассматривается как один из способов противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в молодежной среде. Необходимо воспитывать толерантность, формировать гуманистические ценностные ориентации, способность к компромиссам, к согласованию позиций вместо конфронтации как способа навязывания собственных интересов. Следует активно формировать общественно-государственную систему воспитания с упором на формирование личности молодого россиянина, гражданина и патриота своей Родины. Сегодня требуется комплексная профилактика социальных последствий терроризма, необходимо внедрение специализированной программы профилактики социальных последствий терроризма, ориентированной на улучшение качества жизни населения, включающей комплекс мер просветительско-пропагандистского характера, направленных на формирование мировоззренческих установок, основанных на гуманистических ценностях. На современном этапе развития потенциал российского образования должен быть в полной мере задействован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов.
DOI: 10.15372/PHE20150617 |
С.П. Ломов1, Л.Г. Медведев2
1Московский государственный педагогический университет, пр. Вернадского, 88, Москва, Россия, 119571 splomow@mail.ru 2Омский государственный педагогический университет, Набережная им. Тухачевского, 14, Омск, Россия, 644099 lgmedvedev_omgpu@mail.ru
Ключевые слова: реальное, ирреальное, изобразительное искусство, визуальное, изобразительная грамота, художественное образование, психологические особенности художественного творчества, дидактика, the real, the surreal, fine arts, the visual, graphic reading and writing, art education, psychological characteristics of artistic creativity, didactics
Страницы: 168-180 Подраздел: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Аннотация >>
В статье анализируются результаты отечественных исследований в области психологии и педагогики, на основании которых можно сделать вывод о роли визуального познания мира, позволяющего активизировать мышление школьников и сформировать успешный опыт самостоятельного освоения действительности путем практической работы в области изобразительного искусства. Основанием, оправдывающим присутствие изобразительного искусства в школе, является его образовательно-развивающая составляющая, способствующая развитию не только навыков восприятия профессионального искусства, пассивного созерцания и пояснения рассматриваемых сюжетов, но и интеллектуального, и эмоционально-творческого потенциалов, которые становятся более зрелыми уже на раннем этапе обучения. Цели обучения могут определять содержательный фактор, позволяющий оценить значимость того или иного учебного материала, что в свою очередь дает возможность судить о том, следует ли включать материал в программу основного или факультативного курса или необходимо вовсе исключить его из программы, определить уровень изучения и планировать уровни обученности. Автором отмечено, что для правильной научной организации учебного процесса учителю необходимы хорошее знание не только теоретических основ в области изобразительного искусства и методики его преподавания, но и психологически обусловленных закономерностей процесса обучения, особенностей становления знаний, формирования умений, навыков и специфики развития мышления. Организуя обучение изобразительному искусству, необходимо обращать внимание на психологические особенности обучающихся, обусловливающие содержание учебной дисциплины. Осмысление сущности и структуры изображаемого требует от школьников способности выполнять мыслительные операции моделирования, абстрагирования и т. п., что и определяет творческое и художественно-эстетическое мышление, которое формируется в процессе обучения и развивается по мере взросления обучающихся. Отмечается, что одним из важных стимулов познания нового в учебном процессе является интерес, используя который, можно развивать интеллектуальную активность, память, воображение, внимание и сосредоточенность. Интерес учащихся к какой-либо предметной области успешно используется в процессе становления морально-волевых качеств и развития личности в целом.
DOI: 10.15372/PHE20150618 |
Л.Г. Дирксен
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 dir_lg@mail.ru
Ключевые слова: природосообразность, культурологический подход, интеграция, воспитание, студент, дизайн, проект, креатив, мировоззрение, nature compatibility, culturological approach, integration, upbringing, student, design, project, creativity, worldview
Страницы: 180-188 Подраздел: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Аннотация >>
Анализируется интеграция природосообразности и культурологического подхода в творческой деятельности будущего дизайнера на базе философских воззрений. В основу концепции положена воспитательная задача формирования мировоззрения студента. Методика реализуется в проектах студента-дизайнера. В процессе творческой деятельности будущий дизайнер начинает осознавать достоинства жизни и смысл мироздания, у него рождаются идеи, он находит способы преодоления разрыва в процессе проектирования среды между технической цивилизацией и духовной культурой, природой. Представлена система правил моделирования картины природосообразности и культурологического подхода в творческой деятельности будущих дизайнеров. Раскрывается сущность дизайна как «дизайна человечности». Согласно современной трактовке принципа природосообразности воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.
DOI: 10.15372/PHE20150619 |
В.И. Варющенко, О.В. Гайкова
МБОУ СОШ № 26, ул. Олеко Дундича, 1/1, Новосибирск, Россия, 630110 varvic47@mail.ru
Ключевые слова: альтернативные концепции, историографическая версия, дискурс, критическая дискуссия, легитимность, научность, плюрализм, alternative concepts, historiographic version, discourse, critical discussion, legitimacy, scientific character, pluralism
Страницы: 189-199 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация >>
Статья акцентирует внимание работников системы образования на одном из возможных инновационных путей модернизации современного исторического образования. Историография является обязательным элементом содержания исторического образования, включая в себя совокупность исторических исследований, относящихся к какой-либо проблеме. Поэтому требуется профессиональное рассмотрение теоретических и эмпирических уровней исторического знания для углубления компетентности учителя в сфере гносеологии. Авторы анализируют воздействие философско-мировоззренческих течений на историческое исследование. Именно своеобразное влияние философско-мировоззренческих течений на познание, их воздействие на историческое исследование через выбор исследовательских приоритетов определяет значимость теоретического и практического уровней гносеологии истории. Теоретический уровень, отражая связь современного исторического познания с системой других научных познаний, объясняет наличие дискуссионных вопросов исторической науки самим предметом исследования, множественностью «исторической реальности» в контексте современной теории и практики исторических исследований. Историческое познание имеет конструктивный характер, но это конструирование непроизвольно и определяется «адресом» историка, характеризующим тот или иной познавательный результат его работы: - индивидуальный контекст (историк - не просто продукт своего времени, он - уникальное пересечение социокультурных традиций с индивидуальными особенностями исследовательской деятельности); - социокультурный контекст (историк в своем исследовании накладывает отпечаток на изучаемую реальность, так как всегда воспринимает прошлое с позиции своего времени, сквозь призму современной ему социокультурной среды, оказывающей неизбежное влияние на исследовательскую позицию и понимание событий исторического прошлого). Прагматический уровень познания истории связан с развитием исторического знания, на обновление которого оказывает влияние современная историографическая ситуация, приводящая к переосмыслению «феномена несогласия ученых-историков» по исследуемым ими дискуссионным вопросам исторической науки. Прагматический уровень познания истории связан со стремлением историка к совершенствованию методики познания истории. Этим обусловлена необходимость решения учителями истории в процессе преподавания дискуссионных вопросов исторических наук круга проблем: как историки-профессионалы исследуют интересующие их «дискуссионные вопросы»? каковы уровни их познания и критерии их отбора в содержании исторического исследования? Предлагаемый опыт ученого-историка как субъекта познания и сделанные им выводы могут быть обсуждены широким кругом учителей на понятном им языке, а при его обсуждении и использовании в процессе преподавания дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки сохраняется ценностно-смысловое содержание реальной жизни.
DOI: 10.15372/PHE20150620 |
И.С. Урбанаева
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Сахьяновой, 6, Улан-Удэ, Россия, 670047 urbanaeva@imbt.ru
Ключевые слова: индо-тибетская махаяна, традиция Наланды, буддийская философия, доктрина пустоты рангтонг, постепенный путь, мадхьямика, прасангика, теория достоверного восприятия, философское образование, медитация, Indo-Tibetan Mahayana, Nalanda tradition, Buddhist philosophy, the Rangtong Doctrine of Emptiness, the Gradual Path, Madhyamika, Prasangika, the theory of valid cognition, philosophical education, meditation
Страницы: 199-209 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация >>
В статье поднимается вопрос об актуальности для современного человечества и особенно для России рационалистического содержания индо-тибетской системы буддизма - критической философии, которая «опустошает» реалистическую онтологию и вскрывает гноселогические корни негативных эмоций и поведения, философского образования - знания базовых доктрин буддизма (Четыре благородные Истины, доктрина пустоты рангтонг) и методов однонаправленной и аналитической медитации, посредством которых достигаются глубокие и прочные позитивные изменения сознания. Главная идея состоит в том, что основанная на теории достоверного восприятия Дигнаги и Дхармакирти и в целом философской традиции Наланды «внутренняя» наука буддизма служит теоретической базой постепенного пути совершенствования личности посредством многообразных техник, упорядоченных в обоснованную систему и практически эффективных. Эти знания и техники имеют универсальное значение и применение.
DOI: 10.15372/PHE20150621 |
Е.А. Ерохина
Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090 leroh@mail.ru
Ключевые слова: образование, мигранты, резиденты, адаптация, интеграция, education, migrants, residents, adaptation, integration
Страницы: 209-217 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация >>
Автор показывает динамику отношения экспертного сообщества к проблеме адаптации и интеграции мигрантов на примере изменений в миграционном законодательстве РФ, появления новых образовательных практик. В статье освещаются проблемы и перспективы развития образовательного пространства как поля взаимодействия «приезжих» (представителей этнических диаспор) и «местных» (представителей принимающего сообщества) в двух аспектах. В аспекте образования взрослых речь идет о необходимости совершенствования законодательной базы и практик сертифицирования иностранных граждан для получения патента на осуществление трудовой деятельности. В аспекте образования детей-мигрантов речь идет о трудностях, с которым и сталкиваются система общего образования и педагогические коллективы школ с многонациональным составом учащихся. Представленный материал содержит выводы социологического исследования, направленного на выявление стратегий взаимной адаптации мигрантов и принимающего сообщества. На основе анализа статистических данных, полученных в результате опроса этнических мигрантов из стран ближнего зарубежья и представителей принимающего сообщества, сделан ряд значимых выводов. В сфере межличностных отношений очевидны стремление этнических мигрантов сократить дистанцию с представителями принимающего сообщества и безразличие последнего к этим намерениям. Подчеркивается необходимость мер взаимной, а не односторонней адаптации мигрантов и представителей принимающего сообщества.
DOI: 10.15372/PHE20150622 |
К.В. Капустянская1, Н.А. Кубанев2, Л.Н. Набилкина2
1Ивановский государственный университет, ул. Кооперативная, 24, Шуя, Ивановская область, Россия, 155908 kapustianskaja2015@yandex.ru 2Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, ул. К. Маркса, 36, Арзамас, Россия, 607220 nik-kubanev@yandex.ru
Ключевые слова: имагология, травелог, Стерн, Карамзин, Кюстин, В«чужая культураВ», imagology, travelogue, Stern, Karamzin, Custine, В«foreign cultureВ»
Страницы: 218-223 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация >>
Статья раскрывает содержание понятий «имагология» и «художественная имагология». В ней дается описание понятия «травелог» и приводятся примеры наиболее удачных и известных из них. Автор прослеживает становление художественной имагологии как способа изучения «чужой» культуры. Этот аспект рассматривается на примере произведения «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна. Данное направление дополняется также рассмотрением травелога французского маркиза Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году». Автор приходит к выводу, что имагология, нашедшая свое отражение в травелогах, дает зримое восприятие народа и страны, ее культуры и образа жизни.
DOI: 10.15372/PHE20150623 |
|