ТРЕБОВАНИЯ ГОССТАНДАРТОВ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К МАТЕМАТИКЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
А.Ж. Жафяров, Е.А. Яровая
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия akram39@yandex.ru
Ключевые слова: компетенция, компетентность, технология компетентностного подхода, требования к результатам обучения, качество математического образования, обучение математике, натуральные числа, competency, competence, technology of competence approach, requirements for training results, educational process, teaching of mathematics, natural number
Страницы: 185-202
Аннотация
Введение. Будущее России связано с подготовкой креативно компетентных специалистов, способных работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технологические решения. Поскольку все кадры первый этап подготовки проходят в школах, то школьная система образования - важнейший фактор и движущая сила для прогрессивного развития страны. Выпускник школы должен иметь современные фундаментальные знания, уметь их применять; быть ответственным, самостоятельным и готовым принимать обоснованные решения, особенно в критических ситуациях; иметь нацеленность на инновационную, творческую и исследовательскую деятельность и др. Существующие госстандарты и разрабатываемые проекты новых стандартов школьного образования не решают этой проблемы. Методология и методика исследования. Методология решения этой проблемы основана на компетентностном методе реализации эффективного взаимодействия в системе «обучающийся - учитель - школа - общество». Цель - разработать концепцию изучения школьного курса математики на основе компетентностного подхода, внедрение которой будет способствовать повышению качества математического образования обучающихся основной школы. Сказанное продемонстрировано на примере конкретной темы математики за 5-й класс. Результаты исследования. Разработана концепция, согласно которой изучение тем школьного курса математики происходит не изолированно, а в допустимой совокупности, включая изучение отдельных тем как решение конкретных задач, связанных с этой темой. Реализация представленной концепции отвечает двум ключевым положениям авторской технологии компетентностного подхода: Шаг 1 - «учим мыслям» и Шаг 2 - «учим мыслить». Заключение. Качество образования прямо пропорционально уровню требований к результатам обучения. Проект школьных госстандартов предъявляет самый низкий уровень требований, в частности, при обучении математике. Анализ трех систем образования: ЗУН, компетентностного подхода и современной школьной технологии - показал действенность и перспективность обучения математике в школе на основе компетентностного подхода. Внедрение предлагаемой модели в образовательный процесс будет способствовать повышению качества школьного математического образования.
DOI: 10.15372/PHE20200311 |