В статье анализируются динамика численности и особенности воспроизводства среднего класса на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. Численность среднего класса оценивается в пределах 16-20%, и в целом он являлся достаточно устойчивым фрагментом социально-экономической структуры населения. Показано, что и в 90-е годы средний класс не утратил сопротивляемость неблагоприятным социально-экономическим условиям и имел высокие показатели воспроизводства.
Изложены результаты исследований межрегиональных различий основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения субъектов Российской Федерации. На основе анализа ретроспективной информации и статистических методов предпринята попытка определить основные причины, вызывающие ухудшение общественного здоровья в регионах. Сделан вывод о взаимовлиянии различных причин с преобладанием роли экологического фактора.
Даны количественные оценки связей между долями маятниковых трудовых мигрантов в Московской области, среднедушевыми доходами и удаленностью районов от Москвы. Определены уровень, пространственная картина и пассажиропоток межрайонной маятниковой миграции, теневые доходы мигрантов, работающих в Москве, а также разница доходов работающих в Москве и области.
На примере новосибирского Академгородка рассматриваются проблемы функционирования локальной территориальной общности научного типа. На базе анализа восприятия населением изменяющихся условий жизнедеятельности и перспектив развития Академгородка делается вывод о сохранении основных характеристик общности и необходимости учета ее особенностей при реализации внешних воздействий.
В статье анализируется общественное мнение о путях развития новосибирского Академгородка, о роли технопарка в решении его насущных проблем. Рассматриваются наиболее острые проблемы функционирования и развития Академгородка, исследуется информированность жителей об имеющихся проектах развития и отношение к ним, актуальные ожидания, связанные с реализацией проекта технопарка, а также представления населения о необходимых действиях для сохранения уникальности и развития Академгородка.
Реализация крупных проектов с высокой потребностью в инвестициях предполагает сложную схему взаимодействия региональных законодательств по инвестиционной деятельности, заключающуюся в согласовании отдельных положений инвестиционных законов различных субъектов Российской Федерации для правового сопровождения крупных межрегиональных проектов. На примере межрегионального проекта сооружения нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан рассмотрены направления регулирования инвестиционной деятельности в регионах и формы участия региона в реализации инвестиционных проектов.
Анализируется инновационный потенциал регионов России на основе сравнительных интегральных оценок, рассчитанных с использованием метода главных компонент. Показывается, что продуктивно участвовать в создании и тиражировании элементов «новой экономики», в основе которой лежат базовые технологии шестого, пятого и развитого четвертого технологических укладов, могут преимущественно лишь 11 регионов, где сосредоточен основной инновационный потенциал России. Обосновывается целесообразность разработки новой государственной технологической стратегии по созданию прогрессивной национальной технологической базы с приданием ей статуса самостоятельного приоритетного национального проекта.
В статье исследуются методы и конкретные механизмы реабилитации индустриальных территорий, подвергшихся структурным преобразованиям. Рассмотрены вопросы институционального обеспечения и создания социально-экономических условий для преодоления последствий в жизнедеятельности территорий.
Выполнен анализ основных схем взаимодействия органов власти и бизнеса при формировании и реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. Сформулирован ряд основополагающих подходов сотрудничества на принципах равноправного партнерства и баланса интересов принимаемых решений, способствующих повышению качества формирования и реализации комплексных программ развития муниципалитетов, их экономическую и социальную эффективность.
В статье рассматриваются принципы и подходы, применяемые при разработке пространственной политики субъекта Федерации, организационные механизмы реализации конкурентных преимуществ городов и районов в пространственной стратегии региона на примере Новосибирской области. Пространственная политика представлена как инструмент координации и согласования интересов муниципальных районов и городов. Обсуждены проблемы согласования интересов мегаполиса Новосибирск и его пригородных муниципальных образований в использовании их земельных ресурсов, при разработке схем территориального развития городов и районов области.