Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2023

Выпуск № 3

781.
К вопросу о демаркации философии права и теории права: аксиологический подход

Т.В. Мельникова
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
mtv-10@mail.ru
Ключевые слова: философия права, теория права, юридическое образование, аксиология, демаркация
Страницы: 5-18

Аннотация >>
Введение. Проблема соотношения философии права и теории права является чрезвычайно актуальной для поиска ответов на ряд вопросов в сфере образовательной деятельности. В целях повышения эффективности и целесообразности преподавания философии права и теории права следует выявить ее специфику, применяя аксиологический подход. Методология представлена обзором литературных источников по проблеме демаркации философии права и теории права. Для разграничения указанных отраслей знания используется аксиологический подход как методологический регулятив в философии образования, содержащий многоаспектное и концентрированное ценностное содержание образовательных целей и ориентиров. Обсуждение. Показано, что философия права как раздел философии - это система знания о сущности права, наиболее общих законах познания права; предмет теории права - обобщение знаний о существующем правовом регулировании и тенденциях его развития. В аксиологическом аспекте предмет философии права - это исследование формирования правовой системы ценностей человека и общества, а предмет теории права - анализ явлений права как формы и содержания. Аксиология права в качестве философской отрасли знания обладает такими признаками, как комплекс правовых аспектов социальной среды, представленный ценностными ориентирами философского познания, субъективностью философских образов права, в то время как теоретико-правовое постижение права характеризуется праксиологической природой, стремлением к свободе от влияния субъективных предпочтений познающего субъекта и индуктивным мышлением. Акцентируются различия между социально-правовой философией и теорией права, философско-правовой аксиологией и ценностным подходом в теории права. Заключение. С учетом различий в предмете, целях и характере философско-правовой и теоретико-правовой познавательной деятельности имеет смысл рассматривать философию права как философско-аксиологическую отрасль знания в сфере получения юридического образования.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

782.
Специфика междисциплинарности и синергии в поиске решений профессионального самоопределения и совершенствования социального капитала

С.П. Штумпф, И.В. Ансов
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, Россия
stumpf@kspu.ru
Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, социальная система, диверсификация, адаптация, личность, общество, постиндустриальное общество, социокультурное пространство
Страницы: 19-37

Аннотация >>
Введение. Постиндустриальное общество характеризуется повышенным вниманием к социальному капиталу, от которого зависит прогресс социума. Качественное сопровождение процесса профессионального самоопределения дает возможность для результативного влияния на прогресс социума, что обусловливается включением в этот процесс большинства его представителей. Изменчивая природа социального пространства диктует необходимость изучения таких проблемно ориентированных подходов, как адаптация и диверсификация на уровне человека и социума. Методология. Синергетика как интегративная область научно-философского познания позволяет наиболее точно отобразить своеобразие процессов, происходящих в обществе. Понимание профессии, профессионального самоопределения в современных условиях обеспечивают разработки в области профессиологии, междисциплинарная специфика которой имеет потенциал для раскрытия ключевых феноменов профессионального самоопределения: адаптации и диверсификации. Обсуждение. На основании понимания требований, предъявляемых к современному профессионалу, раскрыт процесс инфляции традиционного понимания профессионализма и формирования транспрофессионализма. Показана важность адаптивных свойств человека для профессионального самоопределения в условиях социума, характеризующегося неопределенностью и непредсказуемостью. Подобные черты социального пространства представлены и описаны с помощью методологии социальной синергетики, что позволило исследовать широту воздействия на процесс выбора профессии, а стратегия диверсификации выступает фактором, оказывающим содействие процессу профессионального самоопределения. Заключение. Процесс профессионального самоопределения регулируется множеством внутриличностных и социальных факторов, является сложным и многокомпонентным. Опора на развитие такого качества, как адаптивность в процессе подготовки кадров и разработка стратегий диверсификации социального пространства представляются базисом для поиска ответов на возникающие вопросы в процессе профессионального самоопределения.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

783.
Региональный компонент в содержании образования: социально-педагогические подходы

С.С. Лопатина, Н.В. Отургашева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Россия
lopatina-ss@ranepa.ru
Ключевые слова: русский язык как иностранный, социокультурная адаптация, региональный компонент, лингвострановедческая подготовка, принцип коммуникативности, практико-ориентированный характер языковой подготовки
Страницы: 38-53

Аннотация >>
Введение. Актуальность выбранной темы обусловлена существующим многообразием учебников и учебных пособий и вместе с этим отсутствием четких критериев отбора страноведческого и лингвокультурологического материала. В контексте реализации концепции регионализации высшего образования представлен проект учебника по русскому языку для иностранных граждан с целью поиска и интерпретации информации о способах решения проблемы успешной социокультурной адаптации иностранных граждан в России. Методология исследования обусловлена базовым определением регионального компонента в содержании образования для осмысления перспектив его реализации в практике обучения студентов-иностранцев. Компетентностный, коммуникативный и социокультурный подходы, а также различные концептуальные взгляды на проблемы создания современного учебника русского языка для иностранцев отражают специфику г. Новосибирска с географической, исторической и социально-педагогической позиций. В целях решения проблем социокультурной адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве российских вузов для обсуждения предложен проект учебного пособия «Новосибирск: добро пожаловать!». Обсуждение. Принцип регионализации обусловил выбор текстуального наполнения учебника для иностранцев, принцип коммуникативности обеспечил последовательность изложения материала от сведений общего характера к локальным и конкретным темам. Социально-педагогический подход стал источником ценностно-маркированного содержания издания. Коммуникативный и компетентностный подходы определили последовательность и специфику текстов, заданий и упражнений, моделирующих реальные ситуации общения, формирующих у студентов навык самостоятельного решения языковых, речевых, коммуникативных и познавательных задач. Заключение. Принципы регионализации и речевой компетентности в сочетании с коммуникативным подходом в обучении являются целесообразным ориентиром для отбора и структурирования языкового материала в процессе подготовки регионально ориентированных учебных изданий по русскому языку, предназначенных для иностранцев.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

784.
Конструирующие возможности интернет-символов: философско-образовательный аспект

Л.В. Хохлова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижний Тагил, Россия
lvhohlova@mail.ru
Ключевые слова: виртуальная реальность, интернет-символы, мемы, комиксы, информация, конструирование, эмоциональное поле, интерпретация
Страницы: 54-70

Аннотация >>
Введение. Рассматривается специфика функционирования некоторых интернет-символов в виртуальной реальности. Особое значение в массовой коммуникации приобрели мемы и комиксы. В научной литературе наиболее глубоко раскрыта семиотическая общность интернет-символов с другими составляющими символотворчества, присущего человеку. Интересны исследования по применению названных символов в образовательной деятельности. Методология. Построение коммуникаций через интернет-символы порождает потребность в различных формах их интерпретаций. Это делает возможным обращаться к герменевтической и феноменологической методологии, которая позволяет представить конструирующую функцию интернет-символов. Философско-образовательный подход дает возможность определить специфику активности пользователя в конструировании виртуальной реальности. Обсуждение. Основной акцент статьи перенесен на конструирующий характер интернет-символов. Делается предположение, что они не только играют активную роль в передаче информации и эмоционального состояния пользователя, но и воздействуют на другие параметры коммуникации. Потребность и возможность разнообразных интерпретаций символов создают открытую, динамичную форму коммуникаций. Необходимой составляющей коммуникации в контексте символической виртуальной реальности становятся герменевтические практики. Символическое поле виртуальности открыто для экзистенциальной репрезентации участников коммуникации. Велика востребованность мемов, комиксов и других символических форм в образовательной практике. Дополняя мотивацию изучения предмета, символические формы конструируют фрагменты новой реальности. Проводится аналогия формирования виртуальной реальности с конструированием социальной реальности. Подчеркивается значимость эмоциональных интерпретаций интернет-символов. Заключение. Возможность коммуникации и объединения путем эмоциональной идентификации позволяет рассматривать виртуальное символическое поле как дополнение социальной реальности. Одновременно обосновывается концепция конструирующих возможностей интернет-символов, созидающих особую виртуальную реальность. Эта реальность тождественна мифотворчеству, а человек, находящийся в ней, идентифицирует себя с миром символов, формирующим «клиповое» мышление и эмоционально многообразную, но мифологическую картину мира.,
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

785.
Онтология раннего детства в трудах В. В. Бибихина

Е.В. Биричева
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия
ek.v.bir@gmail.com
Ключевые слова: младенчество, детство, детское, дети, ребенок, онтология детства, феномен детства, взросление, детская игра, В. В. Бибихин
Страницы: 71-90

Аннотация >>
Введение. Современное многообразие трактовок мыслительной и социальной «(не)полноценности» ребенка в различных педагогических концепциях актуализирует потребность осмысления на онтологическом уровне детства как противоречивого, но целостного феномена. Такой фундаментальный разбор природы детства и взросления пронизывает работы отечественного философа В. В. Бибихина. Тематика этой области представлена в его трудах фрагментарно, преимущественно в форме заметок и примеров, сопутствующих обсуждению других онтологических вопросов человеческого бытия и мышления. Методология. Качественный контент-анализ позволил выделить в различных произведениях В. В. Бибихина фрагменты, где он обращается к феноменам детства и взросления. С помощью систематизации эти данные обобщались и обрабатывались путем интерпретации, комментирования с элементами герменевтического анализа. Обсуждение. На богатом эмпирическом материале раскрываются особенности развития ребенка через трансформацию его отношения к миру, словам и событиям, возможному и действительному, себе и Другому. В статье систематизированы взгляды В. В. Бибихина на взросление: через рассмотрение того, что на каждом этапе приобретает, теряет и преобразует ребенок в отношении к обозначенным онтологическим феноменам. Имея природную тягу к выражению самоощущения, он сначала в форме лепетных «монологов» дает отчет о захватывающих его изменениях в окружающем мире и собственном состоянии. Развиваются событийное ви́дение и целостное оценивание ситуации по принципам «нравится - не нравится», «хорошо - плохо», «то - не то». Взрослый язык усваивается путем переработки уже имеющейся способности к именованию благодаря постоянному примериванию на себя ролей, «вживанию» во все окружающие предметы и явления. Непрерывное разыгрывание ситуаций и активное освоение пространства воображаемого подготавливают открытие «перспективы первого лица». Заключение. Так устанавливается собственно человеческая система восприятия, построенная на категории различия (или границы), на основании осознания самотождественности в первых актах рефлексии.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

786.
Определение и сущностные характеристики просоциального воспитания

З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия
aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: просоциальность, просоциальное воспитание, нравственность, образ жизни, категориальный ряд
Страницы: 91-105

Аннотация >>
Введение. Обсуждение особенности просоциальности как общественного атрибута и результата просоциального воспитания, его определение и сущностные характеристики требуют уточнения социальности как результата воспитания в сопоставлении с просоциальностью, асоциальностью и диссоциальностью, где общественный феномен просоциальности формируется посредством просоциального воспитания. Целью статьи является изучение социально-философской категории «просоциальное воспитание». Методология. В исследовании применялась категориально-системная методология и ее методы: метод категориального маятника и формально-логическая обзорная информация для анализа категорий, сопровождающих просоциальное воздействие. Обсуждается американский образ жизни и его влияние на новое поколение России, что позволяет построить структуру категориального ряда просоциальности на основе метода категориального маятника; определяются структурные категории «социум», «социальная реальность», «образ жизни», «обмен», «зависимость», «связь», «свобода от общественных ценностей», «обособление», «чуждая культура», «трансформация национальной идентичности», «формирование социальных деформаций», «нарушение нравственности» и др. Заключение. Применение формально-логического метода позволило определить «просоциальное воспитание» как деятельность, осуществляемую в социуме и направленную на воспроизводство человека, изменение его национальной идентичности, усвоение им ценностей и образа жизни другого (чуждого) общества. В современной ситуации общественного развития просоциальное воспитание уже заняло устойчивую позицию, что обусловлено значительными изменениями личностных характеристик в сторону враждебного отношения к российскому социальному устройству. Осуществляемая экстраполяция чуждых ценностей, взглядов и образов жизни подрастающему поколению усиливает разрыв между разными поколениями людей и в конечном итоге может привести к расколу российского общества.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Растительный мир Азиатской России

2023

Выпуск № 3

787.
ЧИСЛА ХРОМОСОМ НЕКОТОРЫХ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Е.А. Королюк, А.А. Красников, А.Ю. Королюк
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия
l_koroljuk@ngs.ru
Ключевые слова: кариология, цитотип, вариабельная плоидность, эндемик, Бурятия
Страницы: 288-296

Аннотация >>
В результате экспедиционных исследований на территории Республики Бурятия (Россия) был собран гербарный материал для кариологических исследований. Путем прямого подсчета определены числа хромосом (2n) для 17 видов растений, большей частью эндемичных, из восьми семейств: Alliaceae, Apiaceae, Asparagaceae, Asteraceae, Fabaceae, Linaceae, Papaveraceae, Valerianaceae. Впервые исследован вид Allium udinicum Antsupova (2n = 16). Впервые с территории Бурятии определены хромосомные числа для семи видов: Allium vodopjanovae N. Friesen (2n = 16), Ferulopsis hystrix (Bunge) Pimenov (2n = 40), Heteropappus altaicus (Willd.) Novopokr. (2n = 54), Kalimeris integrifolia Turcz. (2n = 36), Saussurea salicifolia (L.) DC. (2n = 26), Caragana pygmaea(L.) DC. (2n = 16), Oxytropis triphylla (Pall.) Pers. (2n = 16). Впервые обнаружены гексаплоидные цитотипы для видов Aster alpinus L. s.l. и Heteropappus altaicus (Willd.) Novopokr. (2n = 54). Большая часть изученных видов - диплоиды со стабильной плоидностью. Для каждого вида указан ареал и приведены литературные данные по числам хромосом.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

788.
ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЕЛЕНЫ ВИКЕНТЬЕВНЫ ТЮРИНОЙ

Ю.А. Пшеничкина
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия
scutel@yandex.ru
Ключевые слова: Е.В. Тюрина (к 100-летию со дня рождения), ботаника, интродукция лекарственных растений
Страницы: 297-301

Аннотация >>
22 мая 2023 г. исполнилось 100 лет со дня рождения талантливого ботаника-интродуктора, доктора биологических наук Елены Викентьевны Тюриной. Вся научная жизнь Е.В. Тюриной была связана с Центральным сибирским ботаническим садом г. Новосибирска. Основное направление ее исследований - биология лекарственных и пряно-ароматических растений в природе и при интродукции
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

789.
УЧЕНЫЙ-СЕЛЕКЦИОНЕР, САДОВОД МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ САЛАМАТОВ (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

В.М. Доронькин, В.С. Симагин
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия
norbo@ngs.ru
Ключевые слова: научная деятельность, ЦСБС СО РАН, селекция, гибридизация, интродукция, косточковые культуры, Prunoideae, Rosaceae, Западная Сибирь
Страницы: 302-304

Аннотация >>
Статья посвящена 120-летию со дня рождения известного российского селекционера и ученого-садовода Михаила Николаевича Саламатова.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

790.
IX ШКОЛА МОЛОДЫХ ИНТРОДУКТОРОВ “ИНТРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЙ: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ” (НОВОСИБИРСК, 22-26 МАЯ 2023 Г.)

Е.В. Байкова
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия
elenabaikova@mail.ru
Ключевые слова: интродукция растений, молодые ученые, повышение квалификации, интродукционные коллекции, сохранение растений ex situ, молекулярно-генетические методы, биотехнологии, ландшафтный дизайн
Страницы: 305-309

Аннотация >>
В статье представлен краткий обзор результатов работы IX Школы молодых интродукторов, проведенной на базе Центрального сибирского ботанического сада Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск) с участием 43 человек из Сибири, европейской части России и Казахстана. В программе Школы - лекции, посвященные классическим и современным методам интродукции и сохранения растений ex situ, знакомство с ботаническими коллекциями и практические занятия по молекулярно-генетическим, биохимическим методам и биотехнологиям, а также практическим приемам интродукции растений и ландшафтного дизайна. Участники отметили важность приобретенных знаний для своей дальнейшей работы и необходимость проведения подобных школ в будущем, как площадок профессионального общения и обмена опытом.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 781 - 790 из 43782
Начало | Пред. | 77 78 79 80 81 | След. | Конец Все