И.А. Карташов1,3,4, С.Н. Подлесный1, В.А. Антонов1, В.П. Попов1, Ю.Н. Пальянов3,3 1Институт физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН, Новосибирск, Россия kart@isp.nsc.ru 2Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия palyanov@igm.nsc.ru 3Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия 4Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: искусственный алмаз, наноструктуры с центрами NV, оптическое детектирование магнитных резонансов, комбинационное рассеяние света
Страницы: 23-32
Исследованы спектральные характеристики оптически детектируемого магнитного резонанса отрицательно заряженных центров азот-вакансия (NV-) в синтетических алмазах и наностолбах на их поверхности, сформированных сфокусированным ионным пучком Ga+ при заселении нижних спиновых подуровней микроволновым излучением. В ходе исследований для проявляющихся спиновых резонансов при различных значениях внешнего магнитного поля выявлено как существенное уменьшение гиромагнитного соотношения, так и существенное падение контраста фотолюминесценции для направлений центров NV-, наклонных к оси наностолбов вследствие остаточных дефектов от ионного травления, регистрируемых на спектрах комбинационного рассеяния света в форме пиков от аморфного углерода и графита и создаваемых ими напряжений.
А.В. Бритвин1, С.И. Коняев1, Б.В. Поллер1,2, А.Б. Поллер1, М.С. Хайретдинов2,3 1Институт лазерной физики СО РАН, Новосибирск, Россия a.v.britvin@yandex.ru 2Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия lablis@mail.ru 3Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Новосибирск, Россия marat@opg.sscc.ru
Ключевые слова: лазерный мониторинг природных и антропогенных процессов, лазерные атмосферные линии, стандарт частоты, инфразвуковые колебания в атмосфере, флуктуации фазы
Страницы: 74-79
Рассматривается задача измерения пространственно-временны́х и энергетических параметров акустических инфразвуковых колебаний в атмосфере на базе размещения лазерных и волоконных линий в зонах геоэкологического мониторинга. В основе измерений лежит явление акустооптического преобразования на инфранизких частотах, связанного с влиянием внешнего акустического волнового поля на характеристики распространения в этом поле лазерных импульсных пучков. В качестве внешних источников поля используются фоновые и антропогенные атмосферные акустические процессы. Измеряемым параметром является флуктуация фазы (частоты) атмосферного оптического сигнала относительно опорного оптического волоконного сигнала. Приводятся характеристики лазерной атмосферно-волоконной системы и некоторые результаты экспериментов по оценке статистики флуктуаций фазы атмосферных лазерных импульсов и параметры инфразвуковых полей в заданной атмосферной зоне мониторинга.
Д.Л. Горошко1, И.М. Гаврилин2, А.А. Дронов2, О.А. Горошко1, Л.С. Волкова3 1Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН, Владивосток, Россия goroshko@iacp.dvo.ru 2Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия gavrilin.ilya@gmail.com 3Институт нанотехнологий микроэлектроники РАН, Москва, Россия lidiya.volkova.96@mail.ru
Ключевые слова: сплав SiGe, теплопроводность, электрохимическое осаждение германия, пористый кремний
Страницы: 80-88
Сплошные и пористые плёнки сплавов Si1-xGex с содержанием германия около 40 % и толщиной 3-4 мкм, сформированные на монокристаллическом кремнии методом электрохимического осаждения германия в матрицу пористого кремния с последующим быстрым термическим отжигом при температуре 950 °C, исследованы методами спектроскопии комбинационного рассеяния света (КРС), оптической спектроскопии и сканирующей электронной микроскопии. На основе спектров, снятых в стоксовой и антистоксовой областях частот с использованием статистики Больцмана и закона теплопроводности Фурье, определены коэффициенты теплопроводности плёнок, которые составляют 7-9 и 3-6 Вт / (м ⋅ К) для сплошной и пористой плёнок соответственно. Низкая теплопроводность пористой плёнки объясняется дополнительным фононным рассеянием на развитой поверхности пор. Перспективность применения таких плёнок в термоэлектрических преобразователях обеспечивается простотой и масштабируемостью способа изготовления сплава, а также его низкой теплопроводностью.
На основе анализа основных современных тенденций в сфере построения гиперспектральной аппаратуры показано, что при создании малогабаритных приборов нового поколения, ориентированных на применение в наземных системах наблюдения, перспективным является использование интегральных оптико-электронных схем и оптических узлов в планарном исполнении. В частности, отмечена целесообразность применения в системах сканирования микрозеркальных матриц, а в системах спектроразделения - планарных интерферометров Маха - Цендера. Это позволяет отказаться от громоздких, медленных и не всегда надёжных механических узлов и создавать приборы с оперативной регистрацией гиперспектральных изображений.
С.А. Суспицын
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск susp@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: пространственные системы, регионы, экономика федерализма, модели тройной спирали, когнитивные модели
Страницы: 3-26
В статье предложен ряд многофакторных циклических моделей: для формирования вариантов макроэкономических параметров на уровне страны в целом; для трансляции макроэкономических параметров на уровень макрозон и регионов; для определения динамики и структуры ключевых показателей развития регионов (ВРП, инвестиции, денежные доходы населения и др.) в их взаимосвязях. Методологической основой для их построения послужили приемы когнитивного моделирования в сочетании с моделями тройной спирали. Предложена комплексная методика совместного использования этих моделей, направленная на обоснование приемлемых компромиссов в формировании ключевых параметров макроэкономического сценария и распределении результатов экономической деятельности между регионами в соответствии с его установками. Исследована когнитивная модель циклических взаимодействий в системе «регионы - федеральный центр - бизнес-структуры», позволяющая изучать отношения ее участников в системе прямых и обратных связей. Предложены схемы сводной оценки вклада каждого участника в общий поток трансакций между ними. Построены алгоритмы корректирования входных и выходных трансакций акторов в направлении сближения сводных оценок их активности. Результаты экспериментальных расчетов по модели подтверждают обоснованность отдельных предложений экспертного сообщества о желаемых изменениях в отношениях между регионами, федеральным центром и бизнес-структурами.
Н.А. Кравченко1,2, А.Т. Юсупова1,2, А.И. Иванова1,2, М.А. Ягольницер1 1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия natakravchenko20@mail.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия yusupova_a@mail.ru
Ключевые слова: траектории роста компаний, высокотехнологичный сектор, факторы роста, эффект локации, значимость партнерских взаимодействий
Страницы: 27-50
В статье исследуются проблемы роста компаний, в современной геополитической обстановке приобретающие особую актуальность. Выполнен анализ взаимодействий компаний с внешней средой, формирующей локальную производственную систему, которые рассматриваются как предпосылки и условия роста. В качестве основных анализируемых факторов роста выделяются размер компании, ее отраслевая принадлежность, наличие агломерационных эффектов, аффилированность с крупными интеграционными образованиями, инновационная направленность деятельности, клиентоориентированность, конкурентная среда и инвестиционная активность. В фокусе внимания находятся высокотехнологичные предприятия. Эмпирической базой исследования послужили результаты анкетного опроса руководителей 55 компаний, ведущих деятельность на территории Сибирского федерального округа. Изучение взаимосвязей выделенных факторов и их влияния на рост проводилось с помощью кластерного анализа, в результате которого было сформировано три кластера. В первый вошли высокотехнологичные растущие компании, расположенные преимущественно в крупных городах, во второй - нерастущие компании, а в третий - растущие невысокотехнологичные. Значимыми при кластеризации оказались отраслевая специфика, размер и клиентоориентированность компании. Поддержка со стороны государства важна для развития высокотехнологичных компаний, при этом они не рассчитывают на прямое финансирование, высоко оценивая помощь в организации внешних взаимодействий. Полученные резулътаты могут бытъ исполъзованы при определении приоритетов и формировании мер государственной промышленной и инновационной политики.
Введение. Сфера современного образования - сфера поиска ее новых принципов организации, которые должны быть связаны со структурой и логикой современной культуры. Переосмысление мировой и отечественной истории (примета последних лет) представляет собой многоуровневый, многофакторный процесс, требующий работы в аспектах методологии исторической науки, исторического образования и просвещения. Кроме того, введенный в программы вузов курс «Основы российской государственности», заключивший в себе полидисциплинарное содержание, нуждается в методологическом подборе способов формирования у студенческой молодежи исторического сознания. В этой связи особую значимость приобретают исследования исторического сознания в пространстве философской культуры. Методология. Социально-философский подход, а также наблюдение и анализ педагогического процесса, обобщение личного опыта преподавания философии составляют методологическую базу настоящего исследования. Обсуждение. В работе обозначены практические задачи философского просвещения в контексте проблемы исторического сознания. Показано, что через принятие традиционных философских принципов освоения мира для студента открыта возможность познания себя в качестве исторического субъекта. Сделан акцент на том, что только субъектность в истории - путь к формированию исторического сознания каждого человека. Образ исторического события как форма индивидуальной памяти становится особой формой социальной памяти. Заключение. Философское просвещение обеспечивает методами анализа специфических особенностей исторического сознания и дает их философско-категориальное описание. Методический подход к философскому просвещению может оказаться значимым и результативным в попытке теоретического взгляда на философию как онтологию педагогической мысли.
Э.С. Абдулаева1, С.П. Штумпф2 1Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия elita8881@mail.ru 2Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск, Россия stumpf@kspu.ru
Ключевые слова: философско-гуманистический дискурс, цивилизация, глобализация, человек, духовные ценности, духовный кризис
Страницы: 104-118
Введение. В контексте осмысления современных духовных кризисов и мировоззренческих поисков, ставших следствием глобализационных процессов, рассматриваются вопросы соотношения, взаимосвязи и современного состояния таких фундаментальных философских категорий, как «духовные ценности» и «цивилизация». В филистерском понимании эти термины зачастую воспринимаются как тождественные, однако для философско-гуманистического дискурса их разграничение - вопрос принципиальный, ставший одной из дискуссионных проблем гуманитарного знания. Цель статьи заключается в актуализации сохранения духовно-ценностных аспектов бытия человека. Методология исследования опирается на культурно-цивилизационный подход с применением диалектического и структурно-функционального методов. Обсуждение. Рассматриваются различные точки зрения на феномены современной цивилизации («духовные ценности», «глобализация», «духовность», «человек», «глобализация», «духовный кризис» и др.); отмечается наличие крайне полярных мнений в оценках взаимосвязи духовных ценностей и цивилизации: от полного их разделения и противопоставления до сведения к единому исторически обусловленному концепту. Заключение. Понимание духовных ценностей и цивилизации как понятий взаимосвязанных и взаимообусловленных, различных по сути, но не оппозиционных друг другу обусловлено зависимостью человека от цивилизации как объективного внешнего фактора давления. Духовные ценности выступают субъектной сущностью, творческими выразителями идей, даже вопреки цивилизационным догмам. В условиях современных цивилизационных вызовов актуализируется вопрос о сохранении духовно-ценностных аспектов бытия.
Л.Б. Вертгейм1,2 1Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия levvertgeim@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: онтология человека, бытие, отношение, время, смысл, образование
Страницы: 119-134
Введение. 2023-й год и наступающий 2024-й ознаменованы двумя яркими юбилеями: 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского и 300-летие великого философа Иммануила Канта. Эти события побуждают нас обратиться к идеям, связанным с проблемой онтологии человека, в том числе в пространстве образования. Методология. Обсуждение таких доминант, как «онтология человека» и «сущность человека», потребовало предварительного анализа общих проблем онтологии, возможных способов бытия человека, а также рассмотрения философских концепций в рамках понимания категории «отношение» при изучении научной литературы с использованием методологии исторического и сравнительного анализа. Обсуждение развития идей о сущности и бытии человека начинается с древнегреческих философов, в частности отмечается, что разделение Платоном бытия на материальное и идеальное тесно связано с господствующим в Античности пониманием времени как изменения. Из понимания времени как отношения производится альтернативное деление бытия на «отдельное бытие» и «бытие-в-отношении», где вместо мира идей и мира материи на первый план выступает «пространство отношений», в котором развертывается подлинное бытие человека. Показаны приложения этого принципа к проблемам образования и воспитания. Рассмотрены некоторые близкие идеи в мировой и отечественной философской литературе. Отмечая жизненную важность построения человеком философских концепций о самом себе, своей природе и сущности, мы выдвигаем версию понимания бытия человека как бытия в пространстве отношений, что значимо для отношения педагога к информации, и как следствие, к невозможности замены педагога-человека педагогом-роботом. Заключение. Понимание онтологии человека в пространстве отношений связывается с интерпретацией счастья как «свободного, излюбленного, духовного труда» (К. Д. Ушинский), а также благодарности и любви как высшего проявления бытия в отношении.
Ю.В. Андреева
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа, Россия andreeva_u_v@insto.ru
Ключевые слова: «Сердце отдаю детям», радость познания, учебный труд, воспитание, философия сердца
Страницы: 135-147
Введение. Философско-педагогическая интерпретация и реконструкция идей В. А. Сухомлинского на основе его главного труда «Сердце отдаю детям» имеет целью выявление имманентных модификаций феномена «сердечного созерцания», в частности радости познания как творческой методологии с экстраполяцией на труды И. Канта и И. Ильина. Методология. В ходе исследования автор опиралась на методологию теории познания И. Канта; феноменологию и философию жизни И. Ильина; аксиологию воспитания и педагогику сотрудничества В. А. Сухомлинского. В целом статья представляет собой теоретическое исследование с опорой на социально-философский анализ проблем нравственного воспитания, связанного с сердечным созерцанием и педагогическим наставлением; проблем обучения, сопряженный с его скрытой функцией познания, переходящего в эмоциональное постижение и переживание растущей личностью процесса учения как значимого для себя, сопряженного с чувством радости открытия нового. Обсуждение. Научный интерес представляет тот факт, что В. А. Сухомлинский связывает воспитание со свободой и убежден в том, что навязанное извне и не идущее от сердца воспитание не будет иметь положительного эффекта. Идею свободы и ответственности педагог связывает с разумностью выбора, со способностью человека совершать поступки по совести, руководствуясь зовом сердца, а не страхом наказания. Заключение. Философия сердца как глубинный феномен воспитания раскрывается через феномен человеческого «Я», предназначение которого открывается в служении миру; проявлении воли и действия; пробуждении любви и совести, способности утешения. Такая форма познания, как сердечное созерцание способна расставить новые акценты в социальной философии, теории познания и этике образовательной деятельности, в педагогической науке и воспитательной практике.