М.А. Канева, А.А. Заболотский, О.Н. Морошкина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск kaneva@iep.ru
Ключевые слова: самооценка здоровья, заработная плата, множественная заболеваемость, регрессия со случайными эффектами, лассо-регрессия, политика здравоохранения
Страницы: 51-78
В статье с использованием данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья оценивается вклад самооценки здоровья и заболеваемости в почасовую ставку заработной платы на российском рынке труда в 2015-2021 гг. Основным методом исследования является эконометрическое моделирование. С помощью панельных моделей со случайными эффектами для работающего населения показано, что вклад хорошего здоровья в заработную плату составляет 3-4%, тогда как плохое здоровье снижает заработную плату на 9%. Не выявлено гендерных разниц во вкладе здоровья в текущем периоде, при этом вклад здоровья по модулю ниже вклада образования. Регрессия лассо продемонстрировала, что показатели здоровья, включая отдельные заболевания и множественную заболеваемость, являются предикторами заработной платы для мужчин; у женщин не все хронические заболевания являются предикторами заработной платы. Результаты исследования указывают на необходимость укрепления здоровья, которое способно повышать производительность труда и заработную плату. К инвестициям в здоровье со стороны индивидов относятся увеличение физической активности, отказ от табакокурения и потребления алкоголя. Предложенные в статье меры для реализации государством включают активные информационные кампании по профилактике здоровья, профосмотры, диспансеризации, а также улучшение обеспеченности населения спортивными объектами. Действия государства также должны быть направлены на повышение занятости населения, включая профессиональную ориентацию и адаптацию на рынке труда инвалидов и лиц с хроническими заболеваниями. Все указанные меры по сохранению и накоплению капитала здоровья в условиях рыночной экономики нацелены на повышение производительности труда и призваны стать источником экономического роста нашей страны на ближайшее десятилетие.
Е.В. Рудой1, М.С. Петухова1,2, М.В. Кондратьев3 1Новосибирский государственный аграрный университет, Россия, Новосибирск rudoy140280@gmail.com 2Институт аграрных исследований НИУ «Высшая школа экономики», Россия, Москва petuhova_ms@nsau.edu.ru 3Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск kondratevmvnsk@outlook.com
Ключевые слова: сельские территории, социальные инновации, местные инициативы, местное сообщество, проекты развития, софинансирование развития территорий, участие населения, вопросы местного значения, сельские поселения
Страницы: 79-104
Статья посвящена исследованию социальных инноваций и инициативных проектов, реализуемых на сельских территориях регионов России. Цель статьи - на основе анализа существующего зарубежного и точечного регионального опыта реализации программ и проектов по поддержке социальных инноваций в сельской местности сформулировать теоретические положения и практические рекомендации по развитию проектов социальных инноваций на сельских территориях России. Для этого применяются методы теоретического анализа публикаций, в том числе научных статей и аналитических отчетов, а также количественные методы вторичного анализа эмпирических данных. Гипотеза исследования состоит в том, что социальные инновации в сельской местности, реализуемые в форме инициативных проектов, позволяют решать приоритетные задачи территории, формировать позитивное отношение к сельской местности и сельскому образу жизни. Социальные инновации призваны активизировать инициативы в сельской местности, консолидировать местные общины и мотивировать их к развитию, распространить новые знания среди сельского населения и улучшить качество жизни на сельских территориях. Установлена прямая взаимосвязь между числом реализуемых на сельских территориях региона проектов социальных инноваций и качеством жизни сельского населения. В ходе исследования выявлено, что ориентация только на местные сообщества как источник социальных инноваций невозможна. Необходима диверсификация источников финансирования в сторону увеличения доли бизнеса, так как именно он заинтересован в повышении уровня жизни в сельской местности, влекущем рост платежеспособного спроса. Результаты исследования могут применяться в практике федеральных и региональных органов власти для планирования управленческих решений, направленных на преобразование социальной действительности на селе.
В.Н. Лексин
Федеральное государственное учреждение Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" Российской академии наук, Россия, Москва leksinvn@yandex.ru
Ключевые слова: старость, социальные проблемы пожилых, возрастная дискриминация, дома престарелых, завещания, трансгуманизм
Страницы: 105-133
Предметное поле этой статьи - старение и старость как естественные и необратимые процессы функционирования постоянно возрастающей части населения. Эти процессы физиологически сходны во всем мире, но в социальном отношении и в типичных житейских ситуациях они существенно различаются в зависимости от демографической и социально-экономической специфики государств, от традиций и общественного самосознания разных народов, и российская старость - наглядное этому подтверждение. В статье показаны ограниченные возможности граждан России дожить до глубокой старости и противоречия между политическими декларациями о деятельной старости и реалиями возрастной дискриминации. Отмечены причины и устойчивость негативного восприятия российских домов престарелых. Обсуждаются побудительные мотивы откладывания пожилыми людьми средств на собственное погребение и расширения практики наследственных завещаний. Рассмотрены попытки сопротивления признакам старения и представления о медико-технологических перспективах обретения физического бессмертия. В связи с последним излагаются некоторые соображения о том, «сколько нужно жить».
Т.Ю. Черкашина1,2, Н.Л. Мосиенко1,2, К.Н. Калашникова1,2 1Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Россия, Новосибирск touch@nsu.ru 2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Россия, Новосибирск nlmosienko@yandex.ru
Ключевые слова: связанность пространства, пространственная мобильность, миграция, межрегиональные взаимодействия, конурбация, Западная Сибирь
Страницы: 134-169
В статье представлены результаты исследования связанности регионов юга Западной Сибири на основе показателей пространственной мобильности населения - одной из разновидностей межрегиональных взаимодействий. Описаны виды субрегиональных и межрегиональных связанных пространств, в том числе конурбации. Показаны возможности использования различных источников данных для исследования пространственной мобильности россиян. Также описаны социально-экономические и инфраструктурные особенности регионов юга Западной Сибири. Проанализированы данные о затратах времени на дорогу между городами - центрами регионов при передвижении на автомобиле, автобусе, поезде. Выявлено, что затраты времени на дорогу между ними минимальны при передвижении на автомобиле. Транспортная связанность всех городов с Новосибирском лучше, чем между собой, что свидетельствует о моноцентричности пространства юга Западной Сибири по данному показателю. Для определения миграционной связанности сибирских регионов на основе данных Росстата рассчитаны значения коэффициента интенсивности (скорости) межрегиональных потоков миграции попарно между регионами. Более тесные миграционные связи регионов юга Западной Сибири между собой показывают их связанность, а наличие среди них нескольких пар территорий с более интенсивным миграционным обменом - полицентричность макрорегиональных миграционных взаимодействий. На основе социологических данных, полученных в телефонных опросах населения Томской области и Алтайского края в 2021 г., пространственная мобильность описана на примере эпизодических поездок за пределы региона по таким параметрам, как интенсивность, направленность, используемые виды транспорта, цели поездок. Выявлено, что структура приоритетных направлений эпизодической мобильности совпадает с направлениями интенсивных миграционных перемещений. Среди используемых транспортных средств в эпизодических поездках преобладает легковой автотранспорт, ключевые цели эпизодической мобильности - социальные, рекреационные и трудовые. Анализ показывает, что связанность пространства через мобильность населения обеспечивается во многом благодаря стремлению поддерживать социальные контакты.
М.М. Низамутдинов, М.И. Ахметзянова
Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН, Россия, Уфа marsel_n@mail.ru
Ключевые слова: миграционный обмен, социально-экономическое развитие территорий, факторный анализ, кластерный анализ, миграционная привлекательность регионов РФ, параметрический анализ, региональная демографическая политика
Страницы: 170-193
Управление межрегиональными миграционными потоками является важным инструментом государственной политики в сфере социодемографического и экономического развития территориальных систем, обеспечения национальной безопасности страны в целом. В статье на примере одного из крупнейших по численности населения и объему миграционного обмена регионов РФ - Республики Башкортостан проанализированы основные тенденции, динамика и направленность межрегиональных миграционных потоков в России. С помощью методов статистического анализа данных выявлены основные факторы, определяющие зависимость базовых показателей социально-экономического развития регионов и пространственной мобильности населения, с применением методов кластерного анализа выполнена группировка регионов РФ по критерию миграционной привлекательности. Предложена схема расчета интегрального показателя миграционной привлекательности регионов РФ с использованием методов параметрического и кластерного анализа.
Статья содержит результаты выполненного автором анализа факторов, влияющих на развитие предпринимательской деятельности в социальной работе на региональном уровне (на примере Республики Карелии) в период с 2015 по 2023 г. В этот период произошли существенные изменения в нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность в сфере социального обслуживания и социального предпринимательства. Анализ этих факторов представлен в динамике, поскольку результаты предыдущего исследования были опубликованы нами в журнале «Регион: экономика и социология» в 2019 г. Именно поэтому основными методами выступили диахронный анализ и факторный анализ. В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что выявленные в 2019 г. барьеры развития социального предпринимательства не были устранены в последующем периоде, а лишь усилились вновь возникшими факторами и обстоятельствами. В результате исследования дана характеристика предпринимательской деятельности в сфере социальной работы государственных учреждений, коммерческих организаций, социально ориентированных НКО, самозанятых в Республике Карелии в настоящее время. Определены факторы, способствующие и препятствующие развитию предпринимательства в социальной работе. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности региональных органов власти, участвующих в формировании и реализации социальной политики. На их основе может строиться взаимодействие с населением по распространению знаний о предпринимательской деятельности в социальной сфере. Предложенная методология исследования может быть успешно использована для других регионов Российской Федерации, в первую очередь для северных и арктических, отличающихся большими расстояниями между населенными пунктами и низкой плотностью населения.
С.А. Быкадоров1, Е.Б. Кибалов2 1Сибирский государственный университет путей сообщения, Россия, Новосибирск byser1@yandex.ru 2Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск kibalove@mail.ru
Ключевые слова: межрегиональные крупномасштабные проекты, Баренцкомур, Северосиб, неопределенность, общественная результативность, дерево целей, оценочная структура, критерии теории принятия решений, программные продукты
Страницы: 217-237
В статье анализируются варианты крупномасштабных железнодорожных проектов Баренцкомура и Северосиба, обсуждение целесообразности сооружения которых имеет почти вековую историю. Неопределенность результатов названных широтных мегапроектов и затрат на их реализацию имеет для России значение стратегическое и в долгосрочной перспективе может повлиять на общественную результативность неоднозначно. В существующих методиках неопределенность связывают с той или иной степенью риска, и в обоснование проектировок предлагаются наборы мероприятий, минимизирующие риски (вероятностной и невероятностной природы). В настоящей статье представлен альтернативный подход, когда фактор неопределенности анализируется в аспекте открывающихся в будущем возможностей, т.е. конструктивно. Для решения возникающих здесь проблем применяется инструментарий неосистемного анализа по Я. Корнаи и Г.Б. Клейнеру, понимаемый как проектирование многоаспектного будущего с помощью целостной системы оценки крупномасштабных проектов при поддержке информационных и экспертных технологий. Показано, как набор отечественных программных продуктов, разработанных в ИЭОПП СО РАН и СГУПС Росжелдора, расширяет возможности экспертных технологий при разработке рекомендаций для лиц, принимающих сложные инвестиционные решения в условиях риска и неопределенности.
О.В. Тарасова1,2, С.В. Седипкова1 1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск tarasova.o.vl@gmail.com 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Россия, Новосибирск
Ключевые слова: государственный сектор, оценка деятельности госсектора, индексы, пространственная неравномерность, рейтинг регионов, инфраструктура, социально-экономическое развитие регионов
Страницы: 238-264
В связи с нарастающей пространственной неравномерностью социально-экономического развития в РФ научный интерес представляют эмпирические оценки деятельности государственного сектора на региональном уровне. Россия является федеративным государством, в котором все субъекты Федерации имеют равный статус, поэтому предполагается, что государство должно стремиться выполнять свои функции одинаково на всей территории страны. Обзор исследований деятельности госсектора показал отсутствие работ по ее комплексной оценке на российских данных в региональном разрезе, что и определило цель настоящей работы. Предлагаемая методика оценки базируется на построении сводного индекса из 74 показателей социально-экономического развития регионов за 2011-2020 гг., в формировании которых государственному сектору принадлежит существенная роль. Методика оценки PSP (Public Sector Performance) была модифицирована авторами путем увеличения количества рассматриваемых показателей, изменения способа нормирования с учетом особенностей массива данных. Также применена процедура присвоения различных весов показателям через экспертную оценку влияния на них государства. Рассчитаны сводный индекс результатов деятельности госсектора по регионам и субиндексы по восьми блокам: «Транспортная инфраструктура», «Здравоохранение», «Образование, наука и инновации», «Спорт и культура», «Социальная поддержка», «Безопасность», «Экология», «Экономическое развитие». Коэффициент Джини говорит о низкой дифференциации результатов работы госсектора в регионах РФ, хотя лидерами итогового рейтинга со значительным отрывом являются г. Москва и г. Санкт-Петербург. Отставание от лидеров более выражено в первых трех блоках. Полученные результаты могут быть использованы органами власти для выявления слабых сторон регионов, отраслевых пространственных «пробелов», для разработки направлений корректирования государственных программ, для определения пула межрегиональных взаимодействий с целью трансляции лучших управленческих кейсов, проектов и практик из регионов - лидеров в соответствующих сферах.
Исследования развития энергетики восточных регионов России с учетом тенденций технологического развития ТЭК страны носят сложный и комплексный характер. В условиях новых вызовов, связанных с геополитической обстановкой и санкционным давлением на Россию, восточные регионы играют особую и важную роль. Выдвинутые мировым сообществом и поддержанные Правительством РФ требования по декарбонизации экономики вносят свои коррективы при оценке развития топливно-энергетического комплекса и входящих в него энергетических систем. В данной работе для выявления значимых факторов, влияющих на развитие территориально-производственной структуры ТЭК, на энергопотребление, на формирование транспортной инфраструктуры восточных регионов России, на экспорт энергоресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на эффективность энергоснабжения потребителей изолированных и труднодоступных территорий, выполнен анализ региональных особенностей функционирования систем энергетики востока РФ. В результате анализа выделено несколько категорий особенностей энергетических систем восточных регионов страны: социально-экономические, инфраструктурные, отраслевые, топливно-энергетического баланса, эколого-климатические. Все эти особенности взаимосвязаны и должны быть приняты во внимание при формировании сценариев развития энергетики с учетом перехода к низкоуглеродным технологиям.
А.С. Новоселов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск asnov@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: стратегическое планирование, управление, региональное и муниципальное развитие, пространственная дифференциация, региональная экономическая политика, эффективность управления
Страницы: 299-320
В статье исследуются проблемы стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием регионов и муниципальных образований в новых реалиях, анализируются пространственные аспекты регионального развития. Выявлены актуальные организационные, институциональные, социально-экономические, финансовые и экономико-правовые проблемы стратегического планирования. Показано, что социально-экономическое развитие сопровождается высокой пространственной дифференциацией регионов и муниципальных образований, а стратегическое планирование, управление и институциональные механизмы недостаточно учитывают региональные особенности и особую роль пространственного фактора в обеспечении экономического роста. Обоснована необходимость системного подхода в региональном и муниципальном стратегическом планировании с целью повышения эффективности принимаемых управленческих решений. Рассмотрена эволюция подходов к стратегическому планированию в контексте усиления социально-экономических приоритетов в развитии государства. Проанализированы документы стратегического планирования, рассмотрены основные этапы формирования системы планово-прогнозных разработок в современной России. На основе обобщения опыта планово-прогнозной деятельности региональных и муниципальных органов власти предложены направления совершенствования регионального и муниципального планирования и управления, обеспечивающие повышение их эффективности.