Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2023

Выпуск № 3

771.
Цифровые образовательные практики студентов: предпочтения и приоритеты

Н.Л. Микиденко1,2, С.П. Сторожева1
1Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Россия
nl_nsk@mail.ru
2Новосибирский государственный технический университет,, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: цифровое образование, цифровая образовательная среда, цифровые образовательные практики студентов, удовлетворенность образовательным процессом
Страницы: 106-125

Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания цифровых образовательных сред, отвечающих потребностям внедрения и реализации гибких образовательных траекторий обучающихся, потребностью описания и обобщения опыта образовательных практик студентов в цифровой образовательной среде в условиях, когда цифровые технологии являются сквозными для реализации государственных национальных проектов. Методология. Исследование основано на положениях социологии цифрового общества о влиянии цифровых технологий на социальные процессы, в том числе коммуникацию, принципы методологии познания цифрового общества. В статье рассмотрены мнения и оценки студентов о цифровых средах и сервисах, применяемых в образовательных практиках университета. Обсуждение. Студенты активны в использовании цифровой образовательной среды, высоко оценивают возможности цифровой образовательной среды в достижении личных учебных результатов, а также представленный в цифровой среде университета учебный контент с точки зрения его актуальности, информативности, полноты, ниже - оформление, дизайн и интерактивное наполнение курсов. Обнаруживается заинтересованность студентов в развитии личной образовательной траектории, в том числе на основе цифровых технологий, при этом они слабо информированы о концепции индивидуальной образовательной траектории. Заключение. Для повышения эффективности использования цифровой образовательной среды образовательной необходимы мероприятия по информированию о цифровых ресурсах и сервисах, используемых в организации на регулярной основе для развития цифровых компетенций студентов, оказания методической и организационной поддержки всех пользователей цифровой образовательной среды включая студентов. В то время как навыки заботы о себе в цифровой образовательной среде становятся все более востребованными, студенты недостаточно внимания уделяют вопросам этичного и безопасного поведения в сети.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

772.
Профессиональное образование в России: проблемы когнитивного развития студентов и специалистов организаций

Ю.И. Молотков
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Новосибирск, Россия
molotkov-yi@ranepa.ru
Ключевые слова: кибернетическая модель, регулятор управления, когнитивный капитал, профессионально важные качества, научно-технологический уклад
Страницы: 126-144

Аннотация >>
Введение. Продвижение российских технологий и инновационных продуктов на мировые рынки и рост доходов от экспорта высоко технологической продукции, право на эти технологии закрепят конкурентоспособность России в мире. Планирование перехода на 7-й технологический уклад (экономику знаний) потребует формирования системой образования креативного мышления и накопления когнитивного капитала. Методология. Используется структурно-системный инструментарий компонентов объекта исследования в сфере образования в виде кибернетического моделирования. Обсуждение. Улучшение современного состояния научно-технологического развития российского государства, его экономической, технико-технологической безопасности возможно с переходом к новой инновационной модели развития образования в России, которая позволит обеспечить рост интеллектуального потенциала страны за счет формирования креативного мышления и формирования когнитивного капитала обучающихся. Рассмотренная в статье практико-ориентированная подготовка специалистов, востребованных в организациях, производящих конкурентоспособную продукцию на внутреннем и мировом рынках, сформулирована в задачах и стратегиях научно-технологического развития Российской Федерации. Заключение. Система образования в Российской Федерации нуждается в переходе на новые профстандарты и на практико-ориентированную методологию, требующие роста когнитивного капитала профессиональных групп. Их освоение формируется за счет создания образовательной системы, способной по-новому воспринимать и наращивать когнитивный капитал российского общества.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

773.
Мотивация и адаптация студентов к изучению иностранных языков

В.В. Ерохин1, А.В. Говорушенко2, Ю.В. Корнилов3, И.В. Яковлева2
1Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия
voldemare@rambler.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
govorushenkoaljona@gmail.com
3Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
pirr2000@yandex.ru
Ключевые слова: иностранный язык, образовательная среда, адаптация студента, адаптированность, мотивация, мотивированность, коммуникативность, профессиональные мотивы
Страницы: 145-157

Аннотация >>
Введение. Результативность учебного процесса в обучении иностранному языку имеет непосредственное отношение к мотивации и адаптации. С целью обнаружения механизмов самомотивации и самоадаптации, а также поиска путей эффективной организации учебного процесса исследуются эффект коммуникации и профессиональных мотивов как смысловых аспектов социального взаимодействия, интегрирующих мотивацию и адаптацию. Методология. Эпистемологическая интерпретация понятий «адаптированность», «адаптивность», «адаптация студентов», «мотивация», «мотивированность», «коммуникация» и «профессиональные мотивы» позволяет по-новому рассмотреть взаимосвязь организации эффективного образовательного процесса с изучением иностранного языка и оценкой уровня подготовленности студентов среднего специального учебного заведения. Обсуждение. Адаптация и мотивация студентов к образовательной среде рассматривается как эффективный фактор профессионального становления. Исследование уровня внутренней мотивации обучаемого к изучению дисциплины «Иностранный язык» и поиск путей повышения адаптации обучаемых к учебному процессу в рамках изучаемой дисциплины позволили обнаружить значимость траектории деятельностно-инструментального совершенствования как субъекта, так и объекта образовательной экосистемы, а также общей нацеленности непосредственно обучаемых на повышение собственной адаптации. Заключение. В условиях новых типов социально-образовательных отношений требуется постоянный анализ эффективности интегративных видов коммуникационной деятельности, отражающей способность индивида использовать навыки общения на родном и иностранном языках для успешного становления в будущей профессиональной деятельности. Уровень адаптации и мотивации зависит от степени наличия профессиональных мотивов, включающих специфику повышенного уровня разнообразных видов коммуникации.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

774.
Пролегомены межкультурной коммуникации в медицине: религиозно-философский аспект

М.Б. Мусохранова, И.Л. Муль, Э.Н. Астафьева
Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия
margo_coop@mail.ru
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, пролегомены, язык, терминогенез медицины, традиция, культура
Страницы: 158-174

Аннотация >>
Введение. Необходимость определения пролегоменов, способствующих осмыслению феномена, именуемого «межкультурная коммуникация» (далее МК) в контексте вечных категорий Добра и Зла, имеет значение для формирования основ медицинского просвещения. Методология. В рамках метода религиозно-философской реконструкции эксплицируются истоки пролегоменов, которые сквозь призму абсолютных категорий выводят на противопоставление культуры и антикультуры, выраженных в оппозиции медицина - антимедицина. Обсуждение. Особенностью работы являются определение и описание в религиозно-философском аспекте пролегоменов МК в медицине. К таковым авторы относят язык, открывающий дверь в просвещение, основанное на традиции, в свете которой воспитывается и обучается подрастающее поколение, формируется и сохраняется мировоззрение. Социокультурная коммуникация базируется на вечных ценностях, в особенности на вере, движимой любовью-благодарностью к Создателю, человеку как творению Божьему, своему народу и Отечеству. В этом плане акцентируется внимание на медицине как особой социальной сфере, имеющей свой язык в виде терминогенеза, характеризующегося гомогенностью, гетерохронностью и преемственностью. Статус и особенности медицинского просвещения обусловлены болезнью как природой Зла, в противостоянии которой формировались базовые модели взаимоотношений, сохраняющие и транслирующие из поколения в поколение опыт познавательной, воспитательно-образовательной и лечебной деятельности. Заключение. В рамках философии воспитания религиозно-философский аспект позволяет открыть истоки пролегоменов МК, берущих начало в сакральной области, где различаются Добро и Зло, имманентно присущие жизни человека. С Добром связаны язык, традиция, медицинское просвещение, знание истории. Со Злом - их симулякры. Знание культуры прошлого имеет глубоким результатом общий подъем уровня современной культуры, обеспечивающей эффективную межкультурную коммуникацию во времени и пространстве.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 3

775.
Риторические подходы Платона и Конфуция как основа обучения письменной речи

Ю.В. Привалова1, Л. Шуцан2, Д. Эрбен3
1Южный федеральный университет, Таганрог, Россия
privalovatyu@sfedu.ru
2Технологический университет Цилу, Цзинань, Китай
patrick67@126.com
3Университет города Толедо
gookooko@yahoo.com
Ключевые слова: риторический подход, обучение письменной речи, этическая форма дискурса
Страницы: 175-186

Аннотация >>
Введение. Современное восприятие мира и его успешная интерпретация в письменной речи формирует у студента правильную самооценку и позитивное мнение о своих способностях. Во время изучения письменной речи и ее этических проблем обнаруживается феномен, способствующий развитию целеполагания, отсутствующий во многих других дисциплинах. Конфуцианские и платоновские диалоги могут стать ценными источниками для изучения «вторичной устности», то есть письменной речи, поскольку риторика - это сложная система идей, мировоззрения, целеполагания, языка и его техник, в которых логос, то есть подлинность, правдивость и достоверность являются основополагающими. Методология. В качестве методологической основы использован сравнительный анализ риторических подходов Платона и Конфуция, позволяющий расширить понимание письменной речи, включив в нее «искусство эффективного выражения». Взаимосвязь этики, риторики и целеполагания исследовали также восточные и западные философы. Их мировоззренческие взгляды стали методологическими основами обучения письменной речи. Обсуждение. В современных учебниках по обучению письменной речи уделяется много внимания стратегиям и упражнениям, помогающим студентам совершенствовать речевые техники, которые зачастую воспринимаются как отдельные сущности. Для успешного формирования целеполагания предлагается обучение письменной речи на основе риторических подходов Платона и Конфуция, способствующих практическому совершенствованию письменной речи как «вторичной устности» в условиях стремительного развития электронных коммуникационных технологий. Заключение. Письменная речь представляет собой сложную систему навыков, генерирования новых идей и целеполагания. Педагоги и студенты, получившие представление об этой системе, имеют более точное и правдивое представление об идеальной письменной речи.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

776.
Социально-философский анализ российского образовательного права в его ценностном дискурсе

И.В. Яковлева1, С.И. Черных2, Г.Н. Глиос3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
uhova2005@mail.ru
2Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
2560380@ngs.ru
3Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия
gglios@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика, правовое обеспечение, аксиология образования, образовательные приоритеты: онтологические, эпистемологические, инструментальные
Страницы: 5-32

Аннотация >>
Введение. Цель исследования - сформировать методологию независимых оценок правового обеспечения современного этапа развития российской системы образования. Независимая оценка правового обеспечения складывается под воздействием многих факторов. Среди этого множества особое место занимают ценностные факторы, которые в общей диалектике развития образовательного пространства значительно влияют на объективность самой оценки. В связи с этим рассмотрены подходы к формированию ценностно-содержащих основ российской образовательной политики в их соотношении с правовым обеспечением. Методология. Выявление принципов образовательной политики, способствующих развитию образования в ситуации активной экспериментальной работы по организации правового обеспечения современного этапа развития российской системы образования, требует обращения к аксиологии образования. Осуществлена рефлексия новых ценностей в российских законотворческих актах на основе научных публикаций, интернет-источников и контента образовательных платформ. Обсуждение. Интерпретация содержания этих актов позволила определить зависимость их изменения от ценностных ориентиров главных субъектов образовательной политики на протяжении ее развития в 1-й доперестроечный период (1966-1990); во 2-й период (1990-е - начало 2000-х гг.); 3-й период (2010-2020); 4-й период (2021); 5-й период (2022); 6-й период (начало 2023 г.). Выявлено, что современное состояние законодательной базы, ее соотношение и взаимосвязь с ценностями основных субъектов образовательного пространства сегодня лишены четкой кодификации и алгоритмизации. Предложенная в тексте ценностно-ориентированная методология, закрепленная в соответствующем правовом обеспечении, может выступить регулятором диалектически интегрированной модели правовых практик. Заключение. Отмечается, что кодификационно-правовое отсутствие ценностно обусловленных принципиальных положений на уровне обеспечения изменений в образовании по содержанию требует разработки синтетической модели образовательной политики, наполненной аксиологическим содержанием.


Выпуск № 4

777.
Отечественное образование в процессах глобальной интеграции и противостояния миросистеме

А.А. Изгарская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
Ключевые слова: миросистемный подход, образование, геокультура, полупериферия, периферизация, стратегия развития общества, интеграция
Страницы: 33-48

Аннотация >>
Введение. В течение последних десятилетий Россия дважды меняла стратегию своего развития. В процессе распада СССР она встраивалась в международную систему разделения труда, а после 2014 г. начинает рвать сформированные сети неравного обмена и, как в советский период, вступает в противостояние с ядром миросистемы. Эти изменения влияют на систему образования, меняют цели и содержание образовательного процесса. Методология. На основе таких базовых концептов миросистемного подхода, как «геокультура», «полупериферия» и «периферизация» (И. Валлерстайн), описана проблема трансформации российского образования в процессах встраивания и противостояния миросистеме. Обсуждение. В процессе трансформации России последних десятилетий можно выделить три этапа, соответствующих идеологиям геокультуры эпохи модерна: социализм, либерализм, консерватизм. Показано, что каждая из идеологий находила отражение в целях и содержании образовательного процесса. Советская идеология содержала актуальные для постколониальных обществ ценности национального строительства и способствовала их интеграции в международную систему социализма, а образование решало задачи воспроизводства рабочей силы для соответствующей системы разделения труда. За два с лишним десятилетия встраивания в миросистему российская политическая элита не сформировала рычагов символической власти в рамках неолиберальной доктрины, что привело к потере контроля над социальным действием, включая образование. Современный российский консерватизм, как и советская политическая доктрина, провозглашает идею борьбы за переустройство мира, но в отличие от социалистической идеологии он не обладает подобной обширной социальной базой и значительно уступает ей по силе интеграционного потенциала. Заключение. Усиливая интеграционные возможности консервативной идеологии посредством обращения к советской героике, включая советско-российские исторические параллели в учебную литературу, государство закладывает противоречие в систему образования, поскольку замалчивает базовую идею социализма - идею социального равенства.


Выпуск № 4

778.
Образование постсовременности в деколониальной перспективе

А.П. Слащинина, Л.Б. Четырова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Самара, Россия
apslashinina@gmail.com
Ключевые слова: социальная философия, философия образования, постсовременное общество, колониальность, деколониальный подход, деколониальная мысль, деколониальное образование, европоцентризм
Страницы: 49-59

Аннотация >>
Введение. Несмотря на то что особенностями постсовременности становятся отказ от метанарратива европоцентризма и переход к деколониальным эпистемологиям, подходы к развитию образования до сих пор остаются европоцентричными. Причина этого в том, что постсовременное общество не заменяет общество модерна с его метанарративом европоцентричности, а существует с ним в одной параллели. В связи с этим возникает необходимость в философском анализе развития образования с учетом протекающих в обществе процессов. Объектом исследования является трансформация образования в постсовременном обществе. Предметом исследования выступает метанарратив европоцентричности в образовании в условиях постсовременности. Методология. Методологическую основу работы составили труды авторов, развивающих деколониальный подход в социальных и гуманитарных исследованиях В. Миньоло, М. В. Тлостановой, A. Quijano, E. Dussel. Обсуждение. Постсовременность через отказ от метанарративов стремится к отказу от идеи европоцентризма и вступает в конфликт с идеями модерности, которые транслируются доминирующими западными социальными институтами. Если мы обратимся к эпистемологической и педагогической иерархии, то увидим, что они отдают первенство западным системам картезианского типа, институциализированным колонизаторами. Взамен неразрывно связанным эпистемологической и педагогической иерархиям деколониальный подход предполагает использование эпистемологий, забытых в процессе колонизации. Заключение. Применение деколониального подхода к анализу образования в постсовременном обществе позволит решить проблему европоцентричности образования и раскроет новые пути обучения в противовес западной модели образования, транслируемой по всему миру в качестве единственно верной.


Выпуск № 4

779.
Аксиологические аспекты цифровизации образовательной среды

Н.З. Аппакова-Шогина
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
nuriapp@mail.ru
Ключевые слова: цифровизация, образовательная среда, ценности информационного общества, префигуративная модель образования
Страницы: 60-76

Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования обусловлена процессами, происходящими в современном российском образовании под влиянием активной цифровизации. Цель - изучение изменений образовательной среды в условиях цифровизации и формирования ее ценностных оснований. Методология. Основой исследования являются аксиологический подход к анализу фактов из открытых интернет-источников, изучение современной научной литературы по обозначенной проблеме, а также авторская рефлексия процессов, наметившихся в российской образовательной среде на фоне цифровизации и развития искусственного интеллекта. Обсуждение. Определение ценностей, формирующихся в процессе цифровизации образования, требует учета фундаментальных факторов развития мира. Цифровизация меняет отношение к ценностям традиционного образования, смещая их иерархию и формируя префигуративную модель образования, имеющую превентивный характер. Новая модель выстраивается в виде инновационных форм образовательной деятельности. В связи с этим меняются значимые компетенции: жесткие навыки, на которые была ориентирована традиционная модель образования, отдают приоритет мягким навыкам. Среди мягких навыков наиболее актуальными являются критическое мышление, этически ценностная направленность образовательной деятельности и коммуникативные навыки. Заключение. Цифровизация имеет сложно прогнозируемые последствия для межличностных и социальных коммуникаций: небывалое расширение коммуникационных возможностей одновременно атомизирует бытие личности в виртуальном пространстве. Формирование префигуративной модели образования меняет ценностные основы образовательной среды: традиционные ценности уступают место инновационным; на смену узкой специализации приходит универсальный профессионализм, основанный на овладении цифровыми ресурсами как средствами перманентного развития; актуализируется ценность свободы как мировоззренческой доминанты, основанной на личном выборе и личной ответственности за этот выбор.


Выпуск № 4

780.
Соотношение внутренней мотивации и внешнего интереса в осмысленной образовательной деятельности

А.А. Соловьев
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия
lokotigr@mail.ru
Ключевые слова: идеальные формы образовательной деятельности, дискуссионный метод, внутренняя мотивация, интерес, аксиологические основания
Страницы: 77-90

Аннотация >>
Введение. Актуальность темы определяется необходимостью поиска концептуальных основ повышения интереса и внутренней мотивации обучающихся к освоению содержания образования, а также перспективами использования знания и способов его передачи в аспекте развития субъектных запросов представителей подрастающего поколения. Цель статьи - прояснение теоретических оснований исследования возможности формирования внутренней мотивации к обучению через внешний интерес. Методологические основания изучаемой проблемы опираются на субъективистскую парадигму в социальной философии, поскольку тема связана с построением идеальных форм образовательной деятельности. Исследовательский подход сводится к поиску соотношения внутренней мотивации и внешнего интереса в осмысленной деятельности, включая исследование аксиологической модальности образовательных требований. Объект исследования - образовательное пространство. Предмет исследования - проблема интереса в образовании. Обсуждение. Выявлены противоречия между интересами обучающихся и внешним принуждением по отношению к ним со стороны системы образования. Ставится под сомнение возможность овладения содержанием обучения при отсутствии интереса или морального оценивания низкой учебной мотивации в этом случае. При этом не отрицаются дидактические практики, которые за счет внешнего воздействия усиливают учебную мотивацию, но указывается, что в образовательных реалиях ситуация предстает в наиболее гармоничном виде тогда, когда содержание образовательного процесса не так строго закреплено, становится гибким и само во многом зависит от интересов и мотивации человека. Заключение. Внутренняя мотивация учащегося в отношении содержания и форм учебно-воспитательной работы определяет успешность и целесообразность обучения. Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с анализом мотивации как области ценностного выбора человека, направленного на интерес к образовательной деятельности.



Статьи 771 - 780 из 43782
Начало | Пред. | 76 77 78 79 80 | След. | Конец Все