Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.205.238.173
    [SESS_TIME] => 1711637703
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 5a60cb6dfc0023b2c363cf6faad3cd9c
    [UNIQUE_KEY] => ef02558596a0d62404f219b575c3b44a
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2011 год, номер 2

1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ЭВАЛЮАЦИИ

Л. А. Барахтенова, О. А. Ефремова, А. А. Киринюк
Новосибирский государственный педагогический университет
uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru
Ключевые слова: качество образования, оценивание, система эвалюации, цели, объекты и инструментарий эвалюации
Страницы: 5-11

Аннотация >>
В статье показано разнообразие существующих систем оценки качества подготовки выпускников. Обоснована целесообразность методологических подходов при проектировании и разработке современных систем эвалюации. Даны формулировки понятий «эвалюация», «педагогическая парадигма системы эвалюации», «квалиметрический мониторинг», а также характеристики целей, объектов и инструментария системы эвалюации.


2.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕФОРМ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ)

Р. Ю. Наумов
Алтайский государственный университет
roma1_naum@mail.ru
Ключевые слова: реформа, государственная реформа, образовательная реформа, алгоритм, методологический алгоритм, методологический алгоритм оценки, явление и сущность
Страницы: 11-22

Аннотация >>
В статье осуществлена философская рефлексия проблемы государственного реформирования на примере образовательных реформ. Поставлена проблема необходимости в разработке методологического алгоритма оценки социальных преобразований как научно-философского анализа возможностей и перспектив социального развития, прогрессивного движения России в составе мирового сообщества.


3.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАНАЛА ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Т. А. Арташкина
Дальневосточный государственный университет
tam.artand@gmail.com
Ключевые слова: культура, канал образования, социальный куматоид, массовая культура, научная рациональность, информация, повседневное сознание, элитарное сознание, обмен элементами, принцип фундаментализации образования
Страницы: 22-30

Аннотация >>
В статье рассматривается принцип функционирования канала образования в культуре информационного общества, которое основано на взаимодействии трех социальных куматоидов: образования, массовой культуры и науки. Такое взаимодействие осуществляется на основе обмена элементами, к которым относятся: сам человек (учащийся, если речь идет о куматоиде образования), информация, носитель информации, передатчик (преобразователь) информации. Социальные эстафеты, связующие эти элементы, действуют в ситуациях выбора, содержащих условия неопределенности. Поэтому деятельность по оценке степени доверия к информации носит инвариантный характер. При этом особую значимость в современных условиях приобретает принцип фундаментализации образования.


4.
ФИЛОСОФСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

И. А. Грешилова
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
IAGreshilova@yandex.ru
Ключевые слова: феномен образования, жизненная ориентация, философия, культура образования
Страницы: 30-38

Аннотация >>
В статье рассматривается феномен образования как одного из сложных институтов социализации, через который общество обеспечивает свое развитие. Акцентируется внимание на роли философии в процессе жизненной ориентации человека посредством образования. Автор представляет интерпретацию философско-педагогической мысли разных исторических эпох, на основе которой определяет роль и место образования в жизни современного общества


5.
КОНСЕРВАТИЗМ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ КАК ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Григоров
Барнаульский юридический институт МВД России
grigorovev@mail.ru
Ключевые слова: консерватизм, традиционализм, традиция, элита, система образования
Страницы: 38-47

Аннотация >>
Статья посвящена анализу системы образования как стабилизирующего фактора в развитии общества. Для выполнения этой функции рассматриваемая система должна быть консервативна и традиционна. Для того, чтобы развитие общества было стабильным, элита должна быть консервативной, а для того, чтобы государственная система соответствовала духу народа, элита должна быть традиционалистской. Консерватизм как феномен исторической мысли (консервативная теория) и консерватизм как политическое явление (консервативная идеология) все больше расходятся. От этих понятий отличается понятие консервативности как подсознательной психологической склонности к существующему, к статус-кво.


6.
ФИЛОСОФИЯ СОЗЕРЦАНИЯ ДЛЯ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Тебенькова
Центр развития образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области
eashu@ mail.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, деятельность души, познание, созерцание, глубинное общение, деятельное движение, продуктивная любовь
Страницы: 47-54

Аннотация >>
В статье рассматривается созерцание как философская категория: показано место созерцания в структуре бытия и познания, определены уровни созерцания. Гуманистический потенциал определен через значение созерцания для обретения целостности человека, преодоления отчуждения, деятельной основы созерцания. Сделан вывод о необходимости включения созерцания как метода познания в процесс образования.


7.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НООСФЕРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

С. В. Панковский
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
fanilvaliev@mail.ru
Ключевые слова: ноосферное образование, ноосферная культура, ответственность, регуляция, управление
Страницы: 54-62

Аннотация >>
В статье исследована проблема реформирования современной системы образования с точки зрения становления ноосферной цивилизации; рассмотрены цели, принципы, содержание ноосферного образования; раскрыто содержание понятий «ноосферное образование», «ноосферная культура»; проанализированы виды ноосферной культуры.


8.
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ВНЕДРЕНИЕ ИЛИ ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА?

Н. В. Наливайко1, В. В. Петров2
1 Институт философии и права СО РАН
2 Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета
nnalivaiko@mail.ru, v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: образовательные концепции, инновационное образование, гуманистическая традиции, социокультурные условия, личность, модернизация
Страницы: 62-70

Аннотация >>
В статье дан анализ зарубежной традиции формирования системы образования и становления зарубежных образовательных теорий конца XIX - начала XX вв. Показано, насколько законы образования адекватны законам общества. Прослежена эволюция образовательных концепций на пути к глобализационным процессам, выявлена суть и необходимость модернизационных процессов, которые приводят к развитию инновационного образования. Сделан вывод о том, что для определения дальнейшего направления развития образования в России требуется внимательное изучение накопленного исторического опыта других стран, причем необходим не только тщательный отбор наиболее эффективных схем развития образования, но и вдумчивая адаптация выбранных моделей к российским социокультурным условиям.


9.
СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Е. Б. Бабошина
Курганский государственный университет
KGU_PF@ mail.ru
Ключевые слова: культура, гуманитарный, личность, ценность, отношение, гуманизм, смысл, существование, самореализация, образование
Страницы: 71-79

Аннотация >>
Статья посвящена анализу понятия «гуманитарная культура» личности. Автор рассматривает основные подходы к определению сущности гуманитарной культуры личности, сопоставляет с понятием культуры. Один из главных выводов: гуманитарная культура - ценностная основа культуры в целом. С позиций ценностного подхода анализируются структурные компоненты гуманитарной культуры личности, обсуждаются проблемы человеческого существования. Автор видит в качестве главной цели образования - формирование гуманитарной культуры личности


10.
ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ СТРУКТУРЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Т. С. Килина
Новосибирский государственный университет экономики и управления
kilinoi@gmail.com
Ключевые слова: гуманитарное образование, европейский университет, гуманизм
Страницы: 79-85

Аннотация >>
Статья посвящена анализу процесса формирования системы гуманитарного образования в Европе, которая была заложена в эпоху Возрождения и окончательно сложилась в эпоху Просвещения. Исследуются социокультурные факторы в изменении интеллектуальной жизни общества, повлиявшие на становление гуманитарных дисциплин. Автор анализирует данный процесс как с точки зрения университетской традиции (факультеты свободных искусств), так и с позиции деятельности кружков гуманистов, повлиявших на построение новой системы европейского образования.


11.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Н. В. Волынкина
Военный авиационный инженерный университет
volynkina_n@mail.ru
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, духовно-нравственный потенциал, развитие интеллектуально-творческих способностей, стратегия личностного развития, теория решения изобретательских задач, системно-прогностическое мышление
Страницы: 86-93

Аннотация >>
В статье раскрывается комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию творческой личности в контексте современной социополикультурной среды; представлен алгоритм стратегии личностного развития; определена роль теории решения изобретательских задач, направленной на формирование системно-прогностического мышления как осознанного, целенаправленного, управляемого и эффективного процесса мыследеятельности в развитии интеллектуально-творческих способностей современного специалиста


12.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗМЫШЛЕНИЯХ РУССКИХ ЛИБЕРАЛОВ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Т. И. Зайцева
Новосибирский государственный технический университет
tatyanazaiceva@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, либерализм, консервативный либерализм, западники, славянофилы, личность, свобода личности, соборность
Страницы: 94-99

Аннотация >>
Статья посвящена одному из направлений русской либеральной мысли - консервативному либерализму, который рассматривается автором в качестве подлинного либерализма. В статье подчеркивается важность изучения в условиях глобализации отечественного либерализма, являющегося органической частью русской религиозно-философской мысли. В работе дается социально-философский анализ теоретического опыта русского либерализма, актуализирующий одну из ключевых тем современной философии образования - проблему становления личности. Автор обращает внимание на своеобразие русского либерализма по сравнению с западным аналогом, усматривая в трактовке личности их принципиальную разницу.


13.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Л. А. Аксенова
Новосибирский государственный технический университет
pip@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: жизненные ценности, толерантность, индивидуальность, общение
Страницы: 99-104

Аннотация >>
В статье исследуются взаимосвязи жизненных ценностей личности и особенностей поведения в межличностных отношениях. В соответствии с идеями Б. Г. Ананьева о целостности онтогенеза, единства и взаимосвязи всех периодов человеческого развития, общение на протяжении всей жизнедеятельности человека можно считать одним из ведущих факторов его развития. Установлено, что для студенческой молодежи (возраст 18-20 лет) ценность сохранения индивидуальности, ответственность и толерантность взаимосвязаны между собой. Осознание собственной ценности, уникальности, чувство собственного достоинства способствуют принятию другого человека, открытости его опыту, его взглядам, а также принятию на себя ответственности во взаимодействии с окружающими. Автор выдвляет особенности стилей поведения в семье и в кругу сверстников.


14.
ДУХОВНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Б. Куклина
Новосибирский государственный технический университет
Kuklina_NB@mail.ru
Ключевые слова: образование, формирование, социальное мышление, духовность как социальное качество и фактор социальной адаптации личности
Страницы: 104-111

Аннотация >>
В статье рассмотрены адаптивная модель социального мышления личности как проявление духовности и социальный заказ современной школе; духовность как фактор жизнеспособности личности и общества и ориентир современного образования; социальные качества адаптирующейся личности как проявление духовности.


15.
ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Е. В. Горелова, Н. Е. Седова
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
gele0na@yandex.ru, gele0na@yandex.ru
Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, младший школьник, компоненты модели
Страницы: 112-118

Аннотация >>
В статье дано философское обоснование компонентов модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, - личностного, мотивационного, деятельностного, процессуального, когнитивного и компонента саморазвития. Компоненты модели раскрываются через философское осмысление таких понятий, как «человек», «личность», «свобода личности», «нравственность», «ответственность», «совесть», «общение», «опыт», «саморазвитие», «познание», «мотивация». В качестве основных философских идей для обоснования компонентов модели рассмотрены идеи немецкой классической философии (И. Кант), антропологии (Л. Фейербах), философии жизни (Ф. Ницше, С. Кьеркегор), экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер и др.), персонализм (Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский).


16.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Я. А. Мазуренко
Новосибирский государственный технический университет
yana_maz@bk.ru
Ключевые слова: эмпатия, позитивная психотерапия, механизм доминанты, актуальные способности, эмоциональный резонанс, особенности развития
Страницы: 118-123

Аннотация >>
Формирование нравственно развитой личности опирается на эмпатийные способности человека. Исследование особенностей развития эмпатии у подростков и молодых людей позволяет проследить моменты, являющиеся ключевыми в развитии личности, строящей гармоничные отношения с окружающим миром. В качестве характеристик, помогающих оценить роль воспитания и социального взаимодействия, выбраны «актуальные способности» (понятие, введенное Н. Пезешкианом).
Актуальные способности, взаимосвязанные с такой глубинно-психологической категорией, как чувство самоценности, дают нам дополнительные дифференциально-диагностические указания и открывают новые возможности для воспитания, самопомощи и саморегуляции


17.
ПОИСК И ОСМЫСЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т. А. Поцукова
Новосибирский государственный педагогический университет
Angel-elizaveta@vfil.ru
Ключевые слова: методология, философская антропология, педагогическая антропология, экзистенциальный подход, саморазвитие, социальное закаливание, общечеловеческие ценности
Страницы: 124-129

Аннотация >>
В статье анализируется вопрос о том, что в современных условиях развития общества и образования важен процесс осмысления воспитания как философского и социально-культурного феномена; особенно важное значение имеет то, какие ценности, идеалы, цели будет воплощать современный педагог в своей профессиональной деятельности. Подобное понимание рождается «изнутри», в процессе таких аналитических и рефлексивных действий, как поиск, осознание, выработка представления о сфере своих действий и отношении к ней.В статье подробно рассматриваются философско-антропологический и экзистенциальный подходы к воспитанию; взаимосвязь и преемственность идей, положенных в основу воспитательной деятельности, за счет усвоения опыта зарубежной и отечественной педагогики.


18.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ АКСИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

А. Е. Демидчик, А. В. Динельт
Новосибирский государственный педагогический университет
a-demidchik@yandex.ru, annadi@yandex.ru
Ключевые слова: аксиология образования, цели образования, непрерывное образование, древнеегипетская письменность, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа», «Прославление писцов»
Страницы: 130-134

Аннотация >>
Вопросы аксиологии образования всего раньше стали специально рассматриваться в письменности Древнего Египта. В статье реконструируются концепции ценности и целей образования, отразившиеся в «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа» и «Прославлении писцов».


19.
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСТАНА, РАЗВИВАЮЩАЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

С. А. Маврин1, Н. Л. Шевченко2
1 Омский государственный педагогический университет
2 Информационные технологии
natali.pa73@mail.ru, natali.pa73@mail.ru
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, взаимодействие субъектов, конкурентоспособность специалиста, дистанционное высшее профессиональное образование, развитие профессиональной компетент-ности студентов
Страницы: 135-143

Аннотация >>
В статье представлена трактовка педагогического сопровождения как целесообразной деятельности субъектов образовательного процесса дистанционного высшего профессионального образования, направленной на решение проблемы развития конкурентоспособности специалистов. Дана характеристика общих условий развития профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений. Рассмотрен опыт работы Современной гуманитарной академии Республики Казахстан с точки зрения форм реализации педагогического сопровождения развития конкурентоспособности молодых специалистов.


20.
ВИДЕНИЕ ОСНОВ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ КАЗАХСКОЙ И РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

М. С. Ашилова
Новосибирский государственный педагогический университет
alibek557@rambler.ru
Ключевые слова: общество, духовность, образование, философия Абая, пантеизм, глобализация
Страницы: 143-149

Аннотация >>
Во все времена образование выступало обязательным аспектом духовного развития общества, а духовность - сущностной основой образования. Проводимая на переломных этапах истории модернизация общества могла быть успешной, если опиралась на органическое единство духовно-образовательных факторов социума. Подобное единство, целостность как закономерность проявили себя на рубеже двух веков в начале ХХI в. В данной статье раскрываются в основном аспекты, связанные с целостным, универсалистским видением основ современного образования


21.
ПРОФИЛАКТИКА ЮНОШЕСКОЙ ПИВНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ АДДИКЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. Ю. Кушнерова1, Н. В. Дмитриева2
1 Сибирская академия государственной службы
2 Новосибирский государственный педагогический университет
yulia1146@yandex.ru, dnv2@mail.ru
Ключевые слова: аддикции, идентичность, образование
Страницы: 150-155

Аннотация >>
В статье рассматриваются взаимосвязь формирования Эго-идентичности в подростковый и юношеский периоды и возникновения пивной и наркотической зависимости как способов преодоления кризиса взросления, анализируется влияние образования на данный процесс. Кроме того, обсуждаются способы формирования идентичности; описывается специфика аддиктивного поведения; определяются причины его возникновения, особенности и этапы профилактической деятельности в отношении аддиктивного поведения.


22.
КОГНИТИВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ

А. Ш. Руди
Омский государственный технический университет
amina_rudi@mail.ru
Ключевые слова: образование, культура, конфликт, конфликтоустойчивость, личность, когнитивное противоречие
Страницы: 155-162

Аннотация >>
Статья посвящена рассмотрению одной из важнейших задач образования в обществе - формированию культуры устойчивости в конфликтах, а также личности, способной выстраивать гармоничное взаимодействие с различными социальными субъектами. В качестве способа реализации данной задачи рассматривается ситуация когнитивного противоречия, способствующая развитию самостоятельного критического мышления личности и ее нравственной ориентации. Сделано предположение, что осознание оснований конфликта - это фактор, позволяющий рассматривать любой конфликт как когнитивный. Таким образом, разрешение когнитивного противоречия может выступать в качестве единой методологии разрешения конфликтов вообще.


23.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: АКТУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

О. И. Бойкова
Международный университет природы, общества и человека
oboikova@mail.ru
Ключевые слова: социальный потенциал, социальная активность, студенческое самоуправление, профессиональное становление
Страницы: 162-166

Аннотация >>
Статья посвящена роли студенчества в современном российском обществе. В ней акцентируется мысль о том, что студенчество выступает в качестве социального капитала будущего общества; показано значение участия молодых людей в работе органов студенческого самоуправления как одного из механизмов качественной подготовки будущих специалистов, формирования умения принимать самостоятельные решения, брать ответственность за результаты работы, за коллектив и свое профессиональное становление. Рассматриваются тенденции студенческого движения, а также проблемы, возникающие в отношениях государства и общества к студенческой молодежи как стратегическому ресурсу развития России в условиях модернизации.


24.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АСОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Е. А. Крутько
Сибирская академия государственной службы
krutko@ngs.ru
Ключевые слова: социализация, общество, безнадзорные дети, семья, асоциализация, философский анализ
Страницы: 166-171

Аннотация >>
Социализация личности - это кардинальная для социальной философии проблема взаимоотношений человека и общества, их взаимодействия, взаимовлияния. Проблемы социализации безнадзорных детей в структуре общества обусловливаются ростом количества социальных проблем, связанных с поведением данной группы. Фрагментарность социализации затрудняет у детей формирование навыков эффективного функционирования в обществе.
В данной статье дается авторское определение понятия «асоциализация безнадзорных детей», рассматриваются особенности асоциализации безнадзорных детей и выделяются объективные и субъективные факторы, влияющие на асоциализацию безнадзорных детей.


25.
РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

О. И. Николина
Омский государственный педагогический университет
olga_nikolina@mail.ru
Ключевые слова: система воспитания через воображение, средневековое общество, культура трубадуров, феномен любви
Страницы: 171-178

Аннотация >>
В средневековой Европе на основе воображения появляется новый тип трубадуров любви. Это явление дает пример преобразования средневековой культуры, человек образования дороже показов новой культуры.


26.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА СИМВОЛОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. С. Ежов
Сибирский государственный университет коммуникаций и информатики
ezhov@sibsutis.ru
Ключевые слова: деятельность, символ, виртуальность, рефлексия, гармония, бессознательное, целостность, общество, современность, образование
Страницы: 179-187

Аннотация >>
Современные успехи в информационных технологиях порождают условия для виртуальности мифов, их символизации. Их создание несет эстетический потенциал, который зависит от художественных вкусов людей. На данном этапе исторического развития российского общества мы наблюдаем активность человеческой эстетики, в которой господствует мифотворчество. Если в рациональности современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, то в мифе он находит бессознательное успокоение. Стихийный процесс освоения людьми мировой информационной сети в виртуальной культуре порождает новую мифологию, стержнем которой является идея наслаждения информацией.


27.
ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. И. Сухарев1, О. В. Шаляпин2
1 Омский государственный педагогический университет
2 Новосибирский государственный педагогический университет
aist-09@mail.ru, Shalyapin 55 @mail.ru
Ключевые слова: интеграция, художественно-педагогическое образование, развивающаяся система, повышение качества образования
Страницы: 188-195

Аннотация >>
В статье рассматривается художественно-педагогическое образование как интегративная, открытая, развивающаяся система. Анализируются основные внешние и внутренние факторы, влияющие на становление и развитие художников и художников-педагогов (внешние факторы обусловлены влиянием государства, рынка труда, общества и социума, внутренние - закономерностями развития профессиональной деятельности, профессиональной позицией ее субъектов и др.).


28.
ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Т. А. Филановская
Владимирский государственный гуманитарный университет
filanovskaya@ rambler.ru
Ключевые слова: социокультурная динамика, внешние и внутренние факторы, модели хореографического образования, автономность образования
Страницы: 195-202

Аннотация >>
В статье рассматриваются факторы динамики хореографического образования в контексте художественной культуры. Определена совокупность внешних факторов, детерминирующих смену форм и моделей образования: характер общественных и экономических отношений, реформы государства в области образования, роль художественной культуры в обществе, культурная политика, философско-мировоззренческие идеи, межкультурные взаимодействия, развитие танцевального искусства. Названы факторы саморазвития, автономности хореографического образования. Автор приходит к выводу, что в определенные культурно-исторические периоды России ведущими основаниями динамики хореографического образования будут разные группы факторов, разные варианты их связей.


29.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ РОДИТЕЛЯМИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

О. В. Сидорова
Алтайской государственной академии культуры и искусств
semyasidorov@yandex.ru
Ключевые слова: культурологический потенциал, семейная аудитория, будущие родители, программа для будущих родителей, арт-терапия
Страницы: 203-207

Аннотация >>
Статья знакомит с авторской экспериментальной арт-терапевтической программой для будущих родителей «В поисках гармонии: ребенок до рождения», действующей в Государственном художественном музее Алтайского края. В публикации представлены основные этапы и результаты реализации проекта с позиции культурологического анализа. Мероприятие рассматривается как инновационный и уникальный опыт взаимодействия музея и семьи.


30.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ФЕНОМЕН «СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ»

У. Г. Кондратьева
Новосибирский государственный педагогический университет
archyg94@yandex.ru
Ключевые слова: личность, культура, социальная общность, интеграция, социальная желательность
Страницы: 208-214

Аннотация >>
В статье рассматриваются развитие личности в процессе социогенеза и социальная желательность как специфическая социальная способность, обеспечивающая успешное социальное развитие личности. Социальная желательность понимается автором данной статьи как одно из проявлений стремления к трансцендентности и в то же время как способность, которая обеспечивает успешность перехода человека в новую социальную ситуацию. Анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований зарубежных и отечественных авторов позволяет характеризовать социальную желательность как сложное явление, связанное с социальным развитием личности, с успешностью ее интеграции в ту или иную социальную общность


31.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Т. Э. Доценко
Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина
nirs@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: гуманистический синтез, гуманизм, возвышенный идеал, идеальное в образовании, человек совершенный
Страницы: 215-222

Аннотация >>
Проблема гуманистического синтеза антропологообразовательных традиций - одна из актуальных в современной философии образования; ее решение связано с осмыслением возвышенного образовательного идеала, необходимость которого обосновывается в настоящей статье. Игнорирование идеального начала как сущностной характеристики образовательного феномена сводит образование к технологии научения, самого же человека - к неким функциональным проявлениям (производственным, социальным, физиологическим и пр.). Но поскольку человек по определению возвышен, концепция идеала должна структурировать образовательный процесс как универсальное условие более или менее полного проявления человеческой сущности.


32.
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Н. Н. Сизова
Сибирский федеральный университет
sdazgr@mail.ru
Ключевые слова: диалектика, обучение, воспитание, образование, развитие, совершенствование, личность, общество, прогресс
Страницы: 222-228

Аннотация >>
В статье обосновывается необходимость учета принципа единства обучения и воспитания в сфере образовательной деятельности в современном российском обществе. Показывается, что в странах Западной Европы на основе метафизического философского теоретизирования широко распространена софистская концепция образования - так называемая «образовательная технология». В России на основе диалектической методологии получила развитие платоновско-аристотелевская концепция, основу которой составляет принцип единства обучения и воспитания. Подробный анализ отечественной образовательной доктрины позволяет определить причинно-следственные связи и указать основные факторы развития личности и общества. В результате институты управления образованием смогут опираться на всестороннее понимание закономерностей отечественного образовательного процесса.


33.
НОРМАТИВНО-ИНТЕРПРЕТАТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ФЕНОМЕНА РЕКЛАМЫ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Д. Ю. Марухно
Новосибирский государственный технический университет
oops39@yandex.ru
Ключевые слова: реклама, ценности, нормативно-интерпретативный подход
Страницы: 229-235

Аннотация >>
В статье проводится анализ различных подходов к изучению феномена рекламы. Приводятся его объективные и субъективные основания. Рассматривается возможность использования нормативно-интерпретативного подхода к исследованию данного феномена в гуманитарном образовании. Приведена экспликация наиболее популярных подходов к изучению данного феномена, используемых в гуманитарном знании, демонстрирующих преимущество рассуждений с точки зрения нормативно-интерпретативного понимания. Основное внимание уделяется применению дуального анализа при изучении рекламы, который позволяет рассматривать данный феномен комплексно и целостно, учитывая специфику индивидуальных характеристик субъекта.


34.
К ВОПРОСУ О РЕКЛАМНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

С. Ю. Пискорская
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева
piskorskaya1@rambler.ru
Ключевые слова: рекламное образование, компетенции, коммуникативная компетентностная модель, конкурентоспособность
Страницы: 235-239

Аннотация >>
В статье анализируются вопросы объективного и субъективного характера интереса к рекламному образованию. По мнению автора, компетентностная парадигма рекламного образования в технических вузах соответствует существующим тенденциям социокультурной реальности. В работе представлен перечень должностных и личностных компетенций выпускника - специалиста по рекламе - с учетом интересов представителей рекламного бизнеса.


35.
РОЛЬ РЕКЛАМЫ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ЗДОРОВЬЕМ

Л. В. Безродная
Новосибирский государственный педагогический университет
reklama_irso@mail.ru
Ключевые слова: информационное общество, реклама, информированность, здоровье, социальное управление, здоровьесохранительное поведение, социальные практики
Страницы: 240-246

Аннотация >>
В статье анализируется роль рекламы в управлении здоровьем в условиях информационного общества. На основе социологических исследований показана значимость здоровья для личности и общества. Реклама рассмотрена как субъект-объектное взаимодействие с целью повышения информированности. Показаны противоречия, связанные с представлением о здоровом образе жизни как объекте рекламы. Обоснована роль социальных практик управления здоровьем с позиции здоровьесохранительного поведения индивида как наиболее оптимальной модели субъект-субъектного взаимодействия.


36.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Е. В. Киенко, И. С. Морозова
Кемеровский государственный университет
granatak@mail.ru, ishmorozova@ya.ru
Ключевые слова: самореализация личности в профессии, самоактуализация личности, психологические условия самореализации личности в профессии, профессиональная успешность, удовлетворенность трудом, профессиональная направленность; мыслительные, эмоционально-волевые, коммун
Страницы: 247-253

Аннотация >>
В статье рассматриваются феномен самореализации личности с позиций психологии и философии, проблема профессиональной самореализации, особенности и психологические условия актуализации собственного потенциала в деятельности. Кроме того, приводятся результаты исследования самоактуализации личности в профессии продавца. Особое внимание уделяется важности изучения профессиональной самореализации, что, имеет глубокое теоретическое и практическое значение.


37.
КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ СТАНДАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. И. Барахович
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
barakhovich-irina@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная идентичность, критерии и показатели коммуникативной компетентности, коммуникативные стратегии
Страницы: 253-260

Аннотация >>
В статье анализируется коммуникативный аспект профессиональной деятельности подготовки специалиста. Коммуникативная компетентность может рассматриваться как элемент механизма самоорганизации, адаптации в процессе взаимодействия в развивающихся общественных отношениях. Вместе с тем коммуникативная компетентность может выступать как логическая связь в функциональной модели профессиональной деятельности и как инструмент формирования стратегии коммуникативного мышления.


38.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

О. В. Цигулёва
Новосибирский институт экономики и менеджмента
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: негосударственный вуз, муниципальные образовательные учреждения, инновационная деятельность, образовательная деятельность, система образования, платные услуги, государственный стандарт, дополнительное образование
Страницы: 260-265

Аннотация >>
Данная статья посвящена анализу состояния негосударственного сектора высшего профессионального образования в России. Автором сделана попытка прогноза дальнейшего развития негосударственной высшей школы.


39.
ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д. В. Легенчук
Курганский государственный университет
aua.80@mail.ru
Ключевые слова: концепция, преемственность, принципы, система, система образования, системный характер преемственности, образовательная деятельность
Страницы: 266-271

Аннотация >>
В статье рассматриваются принципы концепции преемственности среднего и высшего профессионального образования в условиях модернизации российского образования.


40.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Л. В. Черникова
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
kp50@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная успешность, современный педагог-воспитатель, структурные компоненты профессионализма, профессионально-личностное новообразование, социально-философский анализ
Страницы: 271-279

Аннотация >>
В статье изложены базовые положения авторской концепции развития профессиональной успешности современного педагога как воспитателя в процессе повышения квалификации. В качестве альтернативы широко распространенной информационно-рациональной схеме обучения взрослых, основанной на системной интеграции современных психолого-педагогических теорий, предложена эволюционно-динамическая модель развития профессиональной успешности посредством педагогически организуемой регуляции внешне-внутренних движений педагога.


41.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА УЧРЕЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Л. Шевченко
Информационные технологии
natali.pa73@mail.ru
Ключевые слова: конкурентоспособность специалиста, дистанционное высшее профессиональное образование, профессиональная компетентность, рынок труда
Страницы: 279-287

Аннотация >>
В статье рассматриваются теоретические подходы к проблеме развития конкурентоспособности специалиста. Приведена авторская трактовка структуры конкурентоспособности специалиста, развитие которой возможно в профессиональном образовании, организуемом дистанционным способом. Рассмотрены профессионально важные качества специалиста, определяющие его конкурентоспособность в условиях современного рынка труда Республики Казахстан.