М.Л. Калужский
Омский государственный технический университет, 644050, Омск, проспект Мира, 11 frsr@inbox.ru
Ключевые слова: теория информации, философия информации, квантовая физика, гипотеза симуляции, виртуальная реальность, симуляция, сингулярность, локальная реальность, нелокальная реальность, философский постмодернизм
Страницы: 27-47
Квантовая физика кардинально меняет мировоззрение, разрушает привычную картину мира и связанные с ней философские концепции. Наука все больше напоминает научную фантастику, в которой невозможное становится возможным: время течет в разные стороны, материя растворяется в вакууме, реализуются коммуникации за пределами скорости света и многое другое. Феноменальность результатов физических экспериментов на микро- и макроуровне познания неизбежно наталкивает на мысль о возможной виртуальности окружающей реальности. Гипотеза симуляции является одной из самых непротиворечивых моделей мироздания, точка сингулярности которой становится точкой фазового перехода к новой интерпретации реальности.
И.Е. Прись
Институт философии НАН Беларуси, ул. Сурганова, 1, корп. 2, Минск, 220072, Республика Беларусь frigpr@gmail.com
Ключевые слова: квантовая механика, кьюбизм (QBism), феноменология Мерло-Понти, реализм участия, парадокс друга Вигнера, контекстуальный квантовый реализм (ККР)
Страницы: 48-69
Прогресс, который делает кьюбизм (QBism) в сравнении с другими интерпретациями квантовой механики, состоит в том, что он вводит точку зрения первого лица и трактует квантовую теорию, включая правило Борна, как норму. Проблематичность этой позиции (субъективизм, релятивизм, остаточный дуализм и др.) обусловлена тем, что она остается в рамках философских предпосылок и предрассудков модерна, в том числе и тогда, когда интерпретируется феноменологически. Кьюбизм, однако, может быть преобразован в контекстуальный квантовый реализм (ККР), непротиворечивую и подлинно реалистическую позицию, в результате переинтерпретации его основных понятий, и, в частности, понятий реальности, опыта, агента, квантовой нормы, квантовой вероятности и др.
И.А. Карпенко
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 109028, Москва, Покровский бульвар, 11 gobzev@hse.ru
Ключевые слова: непротиворечивость, противоречие, формальная теория, теории множества миров, логика, математика, философия науки, интеллектуальная интуиция
Страницы: 70-94
Статья посвящена проблеме описания действительности в языке математики и логики в связи с соответствующей определенному этапу развития знания интеллектуальной интуицией. Ставится вопрос о том, как изменятся базовые требования к математической теории и логике, если взять за основу некоторые из многомировых моделей современной физики. Математика рассматривается в контексте различных исторических подходов, анализируется взаимная критика интуиционизма, логицизма и формализма. Показывается, что некоторые из известных требований к формальной теории (вроде непротиворечивости) могут начать играть другую роль с принятием многомировой гипотезы. В условиях теорий, в основе которых лежит представление о множестве миров, споры, связанные с логическим следованием, законом Дунса Скота, законом исключенного третьего и другими известными фактами классической логики из-за их интуитивной неприемлемости, находят разрешение. Рассматривается подход, основанный на паранепротиворечивых логиках, - такие логики могут считаться первыми соответствующими многомировым теориям. Предлагается к обсуждению проблема универсальности математического языка и сопутствующей интеллектуальной интуиции: способна ли математика описать любой из физически возможных миров и, соответственно, стать основой для «теории всего» (не столько в смысле теории квантовой гравитации, сколько как описывающей все возможные миры) и к каким гносеологическим следствиям это может привести. Показывается, что в единой теории, претендующей на описание многомировых моделей, классическое интуитивное требование непротиворечивости становится ограничительным и служащим целям приближенного описания какого-то конкретного мира, а не совокупности всех возможных миров. Это требует смены общей методологии в рамках описания мира такой теорией и ревизии существующих стандартов.
Т.П. Лолаев
Северо-Кавказский горно-металлургический институт, 362021, Владикавказ, ул. Николаева, 44. Республика Северная Осетия - Алания lolaev.tp@gmail.com
Ключевые слова: объективное время, субъективное время, настоящее время - время нефизическая сущность, необратимость времени, однонаправленность стрелы объективного времени, асимметричность стрелы объективного времени
Страницы: 95-119
В статье принципиально по-новому обосновываются причины однонаправленности и асимметрии стрелы объективного времени, которые рассматриваются с позиции функциональной концепции времени, разработанной автором. Согласно функциональной концепции, стрела времени, как и объективное время, образуется в результате последовательной смены качественно новых состояний материального объекта, процесса. Поскольку объективное время образуется лишь конкретными, конечными объектами, оно всегда локально. Стрела времени, как и объективное время, несубстанциональна, не является физической сущностью и поэтому необратима. Поскольку стрела объективного времени необратима, она направлена только вперед Следовательно, стрела объективного времени однонаправленна. В природе существует только настоящее время, а прошлое и будущее времена в природе отсутствуют. Они возникают лишь в сознании наблюдателя. Поэтому стрела времени, как и объективное время движется от настоящего к последующему настоящему, а не от прошлого к будущему, как принято считать в науке. Соответственно, стрела объективного времени асимметрична. Объективное время образуют лишь конкретные, конечные объекты, процессы, Вселенная же несотворима и неуничтожима и существует вечно. По этой причине понятие времени и понятие стрелы времени к ней неприменимы. Понятия объективного времени и стрелы объективного времени были бы применимы к Вселенной, если бы она пульсировала, а циклы ее расширения и сжатия полностью повторяли все заложенные в ней возможности изменяться. В статье рассматриваются также возможности использования понятия объективного, функционального времени на практике.
Одним из основных требований, предъявляемых к математическим доказательствам, является требование строгости. Строгость гарантирует наличие логической связи между доказываемым положением и принимаемыми допущениями или аксиомами. Традиционно считается, что строгость математического доказательства обеспечивается обращением к формализации. Однако такое понимание не соответствует математической практике. Подавляющее количество доказательств (как в прошлом, так и в настоящее время) дается в неформальном виде и принимается сообществом математиков-экспертов без какой-либо формализации. В статье представлена предложенная С. Де Тоффоли альтернативная позиция относительно строгости математического доказательства, которая, как предполагается, соответствует практике. Статья разделена на четыре части. В первой части рассматривается традиционное понимание доказательства как обозримой и формализуемой конструкции, используемой для целей убеждения, обсуждаются структура доказательства и стандартное понимание строгости, обеспечиваемой формализацией. Во второй части обсуждается практика обращения к «манипулятивному воображению» в рамках топологии и демонстрируется особый статус этой способности в «заполнении» пробелов в неформальных доказательствах. Утверждается, что эта способность вырабатывается в ходе соответствующего обучения и предполагает только такие манипуляции, которые обоснованы со строго формальной точки зрения. В третьей части обсуждается альтернативное традиционному понятие доказательства как общеиспользуемой и формализуемой конструкции, компоненты («шаги») которой могут быть перечислены, а также вводится понятие будто-доказательства, которое представляет собой средство объяснения математической практики принятия неполных или содержащих ошибки доказательств. В четвертой части статьи формулируются заключительные моменты, касающиеся обязательств принятия релятивизма и антиреалистской онтологии при излагаемом объяснении понятий доказательства и строгости.
В статье производится философский анализ методов описания и объяснения свойств света в геометрической оптике. Раскрываются причины и факторы, оказавшие определяющее влияние на методологию описания и объяснения в геометрической оптике.
М.А. Суботялов1,2 1Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 subotyalov@yandex.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1
Ключевые слова: история науки, история медицины, история физиологии, история биологии, физиология органа слуха
Страницы: 145-157
Статья посвящена анализу основных этапов развития физиологии органа слуха. В эпоху Древнего мира и в Средневековье сложились предпосылки для дальнейшего развития этой научной области. В Новое время продолжается накопление знаний, приобретаемых с помощью новых теоретических и экспериментальных подходов к пониманию процессов в организме, совершаются важные открытия. Сегодня физиология органа слуха является одним из важных разделов физиологии. Цель статьи - выделить и характеризовать основные периоды становления и развития физиологии органа слуха. Материалами при написании данной работы послужили отечественные и зарубежные исследования, посвященные этому вопросу. Основные результаты заключаются в представлении этапов развития физиологии органа слуха с описанием вклада ведущих исследователей в этой области. Сделан вывод о процессе становления и развития физиологии органа слуха как направления медико-биологических знаний.
В истории найдется не так много примеров, когда мировая научная мысль смогла столь быстро отреагировать на один общий вызов, которым в 2020-2022 гг. стала коронавирусная инфекция. Отечественные исследователи-экономисты за этот период опубликовали 1615 русскоязычных статей в журналах, отразив широкий спектр своих воззрений. Проведенный семантический и кластерный анализ ключевых слов и частот упоминаний понятий в названиях этих статей позволил выявить ряд закономерностей. Совокупность названий статей можно рассматривать в качестве сублимированного текста, отражающего совокупное понимание исследователями происходивших в этот период экономических процессов. Удалось определить высокую степень соответствия частот использованных понятий распределению согласно закону Ципфа. Это следует трактовать как отражение некоего единства процесса общественного осмысления обстоятельств пандемии и ее влияния на экономику в различных аспектах.
О.Б. Истомина
Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия olgaistomina@mail.ru
Ключевые слова: институт образования, новая социальная реальность, типы рациональности, иррациональная рациональность, культура потребления, макдональдизация, макобразование, симулякры и симуляции, менеджеризм, дегуманизация
Страницы: 5-17
Введение. Кардинальные изменения в социальном устройстве и политическом регулировании общественной системы привели к необходимости переосмысления характеристик образовательной системы и ее ресурсов. С позиции социально-философского анализа представлены признаки современного российского института образования, тенденций динамики, обусловленной действующими типами постмодернистской рациональности. Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектический метод, исторический, системный, компаративный анализ. Исследованы признаки института в рамках постмодернистской парадигмы социального устройства. Проблема рассматривается с позиций социально-философского анализа, который позволяет исследовать поливариантное дискурсивное пространство института образования, его текущее состояние, характерные черты и проекции социального будущего. Обсуждение. С позиций социальной значимости охарактеризованы социальные процессы и признаки системы образования. Среди них выделяются наиболее значимые: внедрение принципов культуры потребления; примат симулякров и симуляций в программе реформирования системы; менеджеризм в осуществлении управления персоналом образовательной организации; укоренение принципов макобразования (эффективность, калькулируемость, предсказуемость); субституция качественных и количественных подходов; распад нормативных образов образования; имажинерия иррационального, определившая вектор дегуманизации образовательной системы. Обосновано деструктивное воздействие названных характеристик на функционирование института, разрушающее рациональное и гуманитарное начала самой системы образования. Раскрыты и проанализированы деструкции современных стратегий в образовании на основе анализа вирулентности и контагиозности социальных последствий лишенной национальной специфики и государственного целеполагания образовательной политики. В заключении фиксируется позиция относительно значительной актуализации темы исследования и растущей потребности в рефлексии и социально-философском анализе тенденций развития института образования в отношении государственного запроса и решения национальных задач.
Введение. Актуализирована проблема традиционного и инновационного научно-образовательного пространства вуза в аспекте неопределенности инновационных изменений, неясности общественно-образовательных приоритетов, отсутствия целостной методологии философского понимания определенности и неопределенности в онтологических, эпистемологических, гносеологических, аксиологических научно-исследовательских программах, что отражается на возможности прогнозирования в образовании. Методология. В качестве методологической основы взяты теории педагогической инноватики В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, В. А. Сластенина и концептуальные основы философии образования (прогнозирования, моделирования, проектирования) В. П. Беспалько и Б. С. Гершунского. Для определения традиционной и инновационной составляющей системы оценки научно-образовательного пространства вуза используются материалы, которые могут показать состояние объекта (вуз), результаты статистического мониторинга, мониторинга трудоустройства выпускников и др. Обсуждение. Выделены направления исследований в вопросах преемственности организации и развития научно-образовательного пространства вуза. Дано рабочее определение понятия «инновационные изменения», которое демонстрирует сочетание традиций и реализацию инновационных изменений с учетом преемственности, что будет способствовать достижению нового качества образования. Установлена взаимосвязь и соподчиненность категорий «традиции» и «инновации», что позволяет более полно охарактеризовать процессы преемственности. Определено, что в перспективе согласованное развитие категорий «традиции» и «инновации» в поле образовательной практики можно фиксировать по следующим направлениям: многоуровневое системное моделирование (включающее характеристики федерального, регионального и прочих уровней), сочетание внутренней и внешней оценок; разработку критериев образовательных достижений, связанных с использованием инновационных изменений; оценка инновационных изменений в контексте организации международных исследований (участия в международных рейтингах). Заключение. Система оценки научно-образовательного пространства вуза включает оценку традиционных и инновационных изменений внутренних и внешних условий и механизмов, их скорость реагирования на изменения во внешней среде, цифровую трансформацию вуза и возможность институализации инновационных изменений.